Библиотека >>> ВИП  

Лекция №4
Скачать(73.5 Kb)
Спелеошкола Феникс
Курс ВИП
Лекция № 4
Преподаватель А. Шакалов
Тема: Организация работы службы тыла.

Уважаемые коллеги.

Вы уже подготовлены достаточно хорошо, чтобы четко и ясно понимать главный стратегический постулат последовательности тактических операций, говорящий нам, что ничего ниоткуда само собой не берется. Чудес в жизни не бывает, а если и случаются, то только исключительно поганые. А для того, чтобы настоящее доброе чудо произошло, надо заранее определить место и время его возникновения, подготовить средства достижения чуда, обеспечить его возникновение материальными, техническими и людскими ресурсами.

Как раз подготовкой этих ресурсов и призваны заниматься подразделения и конкретные лица вашей организации, в Вооруженных Силах коротко и исчерпывающе точно называемые «службой тыла». Считаю этот емкий термин вполне уместным для применения и в нашей практике.

Большая ошибка полагать, что служба тыла — это только картошка-тушенка, лопаты-кастрюли, палатки-коробки-столы-свечки-лампочки. Конечно, все это так. Конечно.

Однако, «картошки-тушенки» должно быть столько, чтобы хватило на весь маршрут, и все это можно было бы употреблять, не опасаясь за жизнь и здоровье членов экспедиции. Лопаты должны присутствовать в достаточном количестве, такие, какие нужны, и там, где они понадобятся, а не в десяти километрах от места работ, кастрюли должны быть оптимальной вместимости и в оптимальном количестве, а не один котелок на десять человек. База должна быть базой, а не грудой двухместных полуземлянок без тепла, света, сортира. И так далее, и так далее, и так далее.

Без эффективной работы службы тыла невозможен успех экспедиции. Причем, как вы понимаете, заниматься подготовкой экспедиции непосредственно во время экспедиции несколько поздно. Служба тыла занимается непосредственной материально-технической подготовкой маршрута задолго до его начала. Иногда — за полгода. Для того и формируются полевые планы, чтобы служба тыла заранее знала, что и когда должна подготовить, для того, чтобы в экспедиции все происходило как бы само собой, органично, без усилий и рывков. Ошибочно также полагать, что задача службы тыла — только материально-техническая подготовка экспедиций. Нет. И как пример — то, чем мы с вами сейчас занимаемся непосредственно, то есть плановая подготовка кадрового состава, это тоже работа одного из подразделений службы тыла. Содержание, ремонт, организация средств транспортной доставки — тоже забота службы тыла. Я уже не говорю о снаряжении — уход, ремонт, подготовка, хранение, контроль за ним — все служба тыла.

Соответственно, напрашиваются следующие выводы из всего вышесказанного. Звучат они так. Служба тыла:

  1. Занимается всеми вопросами, касающимися подготовки экспедиций, от учебно-тренировочного процесса до материально-технического обеспечения.

  2. Комплектует материально-техническую базу экспедиций до начала их полевого периода.

  3. Обеспечивает сохранность снаряжения и контроль за его техническим состоянием как в полевой период, так и в период складского хранения.

  4. Заблаговременно заботится о замене вышедшего из строя, либо устаревшего оборудования и и снаряжения и о приобретении, либо об изготовлении нового.

  5. Обеспечивает комфортное котловое снабжение экспедиций.

  6. Обеспечивает аварийно-спасательное и медицинское оборудование экспедиций в необходимом количестве.

Как видите, коллеги, объем работы службы тыла громаден. Справиться с ним кому-либо в одиночку просто невозможно. Значит, необходимо комплектовать личный состав подразделений службы тыла людьми, профессионально пригодными для этих целей.

Помните психологические портреты, обозначенные мной в предыдущих лекциях? Так вот, как только вы определились с психотипом прибывшего к вам новичка, без промедлений приставляйте его к делу. Уверяю вас, для всех дело найдется. И не надо заботиться, как между собой разберутся, допустим, завснар и прикомандированный новичок. Нормально разберутся, если вы правильно определили его (новичка) профпригодность. Только не заталкивайте, конечно, «спортсмена» к «завснару», «бомбу» к «аналитикам», «технаря» к «начпроду», «балабола» к «доктору», «тренера» к «завхозу». Из таких кадровых инноваций ничего доброго не выйдет, и вы получите некоторое недопонимание со стороны лидера подразделения и недоуменное разгильдяйство со стороны прикомандированного. В общем, ничего страшного, но слаженной работы подразделения так вы не добьетесь и будете вынуждены перебрасывать новичка в другой угол. Что само по себе не очень приятно для новичка.

Понятно, что в службе тыла существуют ключевые фигуры и, соответственно, ключевые подразделения, от работы которых напрямую зависит благополучие полевого периода. Это «завхоз», «завснар», «начпрод», «начфин». Вряд ли есть необходимость объяснять причину их особого положения.

Завхоз со товарищи ведет учет всего материального склада вашей организации, знает склад до последнего болта, знает каждую дырку в каждой палатке, знает обстоятельства появления этой дырки и фамилию виновного. Знает степень износа оборудования и сроки замены, обеспечивает ремонт и выполняет подбор нового оборудования. Завхоз — это, прежде всего, база. Основа основ полевого быта. Завхоз — это боцман вашего корабля, со своей, особой, боцманской тиранией.

Завснар со товарищи занимается специальным снаряжением и всем, что с ним связано прямо или опосредованно. Функции примерно те же, что и у завхоза, но специализация более узкая. И ответственность более высокая, соответственно — требования к хранению, использованию, ремонту, замене, повреждениям более жесткие. Это тоже боцман по сути характера, но его тирания вполне может превосходить тиранию завхоза.

Начпрод со товарищи обеспечивает котловое довольствие членов экспедиций. На их плечах лежит серьезная ответственность. Это только на первый взгляд кажется простым — картошка-тушенка-сгущенка. На самом деле обеспечить полноценное и вкусное питание людей в полевых условиях весьма непросто. Сохранить баланс между разновкусицей людей, калорийностью, витаминным насыщением продуктов, весом, объемом, стоимостью — задача не для слабонервных. Кроме того, упаковка, расфасовка, составление меню сведет с ума даже очень здорового человека. Опять же, сама кухня — плита, столы, ножи, кастрюли, котлы и прочие многие мелочи, составляющие кухонный быт, их наличие или отсутствие, их эффективность и работоспособность могут отравить полевую жизнь на весь срок экспедиции. Или наоборот — облегчить.

Начфин, как правило, обходится без товарищей. К нему на стол сходятся материальные заявки завхоза, завснара, начпрода и всех остальных работников, власть предержащих. Он же и распределяет финансовые ресурсы, удовлетворяя эти заявки. Или удовлетворяя частично. Или вообще не удовлетворяя. Весьма соблазнительно, на первый взгляд, было бы объединить функции лидера, распорядителя кредитов, с функциями начфина. Зачастую это так и бывает. Но я не уверен, что это правильно. Полагаю, что лидер, замкнув на себя финансы группы, заведомо встанет «одной ногой в канаву», балансируя между общими проблемами организации и проблемами конкретных экспедиций. Лучше все же, когда между лидером и группой страждущих управленцев стоит отрезвляющий всех, считающий все, отчитывающийся перед всеми начфин. Так строже считаются деньги. В противном случае они будут улетать в черную дыру неучтенки.

Однако, кроме этих групп, существуют и подразделения, неявно и опосредованно влияющие на благополучие и успех полевого периода. «Доктор», «завуч», «тренер», «аналитик», и, конечно же, «лидер», которому есть дело до всего, что происходит вокруг.

Функции доктора вполне понятны, медицинское обеспечение маршрутов. Идеальный вариант, когда эту должность занимает настоящий врач-терапевт. Но это случается крайне редко. Как правило, на эту должность назначается профпригодный человек, имеющий элементарное понятие о показаниях и способах оказания первой помощи, знающий предмет в «медсестринском» объеме. Его задача, прежде всего, — комплектация и переукладка по истечении сроков полевых аптечек, штурмовых и базовых, комплектация базовых лагерей средствами иммобилизации, периодические инструктажи личного состава по оказанию первой помощи в условиях конкретной экспедиции и конкретной базы. И дай Бог, чтобы это никогда не пригодилось. Тьфу-тьфу. Но алгоритм аварийных действий группы по медицинским показаниям в условиях, допустим, массива Копет-Даг, доктору необходимо проанализировать и изложить в инструктаже группы перед экспедицией в массив Копет-Даг.

Функции завуча тоже вполне понятны, организация учебного процесса. Как среди новичков по обучающим программам первых ступеней, так и для лиц, созревших до последовательного освоения объема верхних ступеней специальной подготовки. Завучу надо учитывать, что процесс обучения, раз начавшись, скорее всего не прекратится никогда. Он может прерываться, изменяться, может принимать различные формы, но вряд ли когда-либо остановится. Что, конечно же, предусматривает постоянное самообучение и завуча и его преподавателей. Остановиться этот механизм по определению не может все время существования коллектива. А потому и завучу, и преподавателям необходимо соответствовать все время повышающемуся профессиональному уровню своих любознательных слушателей. Иначе неизбежна деградация. Понятно, с потерей всего накопленного авторитета. У завуча нет постоянного состава преподавателей. Он их выдергивает по мере надобности из числа руководителей подразделений, поскольку именно они, как никто другой, могут дать суть и особенности предмета их занятий. Ну кто, лучше завхоза раскроет тему материального обеспечения маршрута, или лучше начпрода даст методику формирования продуктовых раскладок. Уж они-то вложат в тему всю свою душу. С тем, чтобы потом иметь возможность при надобности из нерадивого курсанта вытрясти ее обратно.

Те же функции организации, но только уже тренировочного процесса, возлагаются на тренера. И точно таким же образом они выполняются. Если говорить об общефизической подготовке, то с этим, как правило, управляется сам тренер, в одиночку. А при выполнении технических тренировок тренер без стеснения привлекает к работе всех, кто ему нужен, особо не вдаваясь в подробности личных обстоятельств привлекаемых к обучающему процессу помощников.

Особняком в этом функциональном строю службы тыла стоит аналитическая группа. Здесь первое, а также последнее слово принадлежит лидеру коллектива. И по сути. И по духу. И по букве закона. И по праву лидера. Однако она тоже не имеет постоянного состава. Как правило. Точнее, как бы это сказать-то… она состоит из людей, предрасположенных к аналитическим занятиям, людей умных, самолюбивых, грамотных, знающих предмет, имеющих свое мнение, старающихся заглянуть за тактические горизонты. Способных предварительно разыграть сложную шахматную партию под названиями — экспедиция, полевой сезон, тактический план. В эту группу никого не назначают, они приходят сами собой, по мере вызревания. В этой группе все без исключения имеют право голоса до момента принятия решения. Лидер обязан с этим мириться и это право уважать. Всегда. Если он не хочет остаться один на один с аналитическими проблемами организации. В спорах не рождается истина, в спорах она тонет. И лидер должен унять свои амбиции и вести аналитические обсуждения как первый среди равных, не более того. Не позволяя аналитическим разработкам упасть до жаркой борьбы противоположных мнений. Это потом, в момент принятия решения, лидер скажет свое слово, последнее. Оно же — единственное. Но скажет его, опираясь на мнения аналитиков. А для того, чтобы на него опереться, мнение должно быть свободным. В этом и заключается функция аналитической группы — разработка планов. Единственная функция.

Пожалуй, это все, что можно сказать об организации работы службы тыла. В практике, конечно же, возможны и случаются некоторые изменения в построениях. Это вполне нормально. Чем более гибка структура организации, тем лучше. Хотя соблюдение четкой вертикали власти при любых построениях — обязательно. В противном случае можно расплодить безответственность.

Однако, рискуя прослыть махровым женоненавистником, в конце лекции я озвучу одно очень непопулярное в нынешние времена мнение. Мое мнение. Личное мнение.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, даже если наблюдается полное соответствие соискателя требованиям вакансии, не пытайтесь использовать в роли руководителя подразделения женщину. Причина проста. Цели, с которыми приходят к нам дамы, просты и обыденны, как бы искусно они ни утверждали обратное. Достигнув ее, дама помашет вам платком, нимало не смущаясь, что оставляет дело в ответственный период. И можете не сомневаться, что уходить она будет, правильно и грамотно обставляя свой уход. В результате вы останетесь с разваленным направлением работы, весь, пардон, в дерьме. А она, естественно, будет вся в белом.

Теперь все. Понимаю, что последним заявлением я вас опять несколько ошарашил. Мало того, настроил против себя «лучшую» половину человечества. Однако кто-то когда-то должен был вам, лидерам, это сказать. Лучшая половина и так это молча знает. Я хочу, чтобы это твердо знали и вы. Иначе не сможете управлять своей командой. Команда будет управлять вами. Это — в корне неверно, согласитесь.

Удачи, ребята.

Категория: ВИП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 983 | Загрузок: 189  
«Каспеко» © 2007 - 2024