Проблемы психологической, физической и технической подготовки спелеологов на ранних этапах обучения
Предлагаемая разработка не является плодом научных изысканий в области медицины и педагогики, а основана исключительно на опыте практической работы по созданию и воспитанию спортивной группы на протяжении 4 лет. Существует множество разработок о том, как в кратчайший срок и с минимальными затратами подготовить из новичка спортсмена. Они детально учитывают физические и технические возможности человека, но совершенно не касаются вопросов психологической подготовки спортсмена, жизни спортивной группы, взаимодействия руководителя и группы. А ведь именно эти вопросы возникают перед руководителем или тренером с самого начала его работы. И если будет решена проблема взаимоотношений по схеме «тренер-группа», значит - будет решена большая часть задачи, стоящей перед руководителем. Ибо физическая и техническая подготовка спортсмена - это всего-навсего терпение, помноженное на труд. А проблема взаимоотношений, морально-психологического климата в группе решается благодаря опыту тренера, его интеллекту, отличной профессиональной подготовки, компетентности и терпению, великому терпению тренера. От новичка, не имеющего ни опыта, ни подготовки, ни терпения, требуется только два непременных качества для начала работы – желание чему-то научиться и достаточный уровень общего развития. Без них все усилия тренера обречены на провал. Недостаточно подготовленный новичок, если даже и заучит все условия работы со специальным снаряжением и будет иметь отличную физическую подготовку, при возникновении нештатной или аварийной ситуации на маршруте все равно не сможет сориентироваться, быстро принять правильное решение. А это часто дорого обходится не столько самому нарушителю, сколько другим членам группы. Поскольку сам автор - спелеолог, то рекомендации касаются прежде всего спелеологов, руководителей спелеосекций и спелеоклубов. Но, полагаю, будут не менее полезны и тренерам по другим видам туризма.
|