Библиотека >>> Литературно-художественный  

Тамгалы
Тамгалы

«История – это наука, которая делает человека гражданином».

Фраза, произнесённая кем-то из великих политиков, очень точно передает отношение современного человека к своей стране, Родине, своей земле, своей планете. Знаешь историю своей страны – ты ее гражданин, знаешь историю Родины – ты чувствуешь себя ее частью, знаешь историю планеты Земля – ты становишься составляющей огромного, шестимиллиардного, многонационального, разноязыкового и разноцветного мира людей, населяющих его. А если не знаешь – становишься космополитом, «манкуртом», существом, не помнящим себя и своего родства, слепо плетущегося по своему отрезку жизни, от рождения до смерти.

Но очень легко и просто знать и любить весь мир сразу и целиком. А вот попробуйте-ка узнать, понять и полюбить тот мир, который существовал на этой планете, жил в том самом месте, где живете вы сейчас, не только задолго до вашего рождения, но и задолго до зарождения вашей нации, вашего языка, вашего образа жизни. Мир, который не знал еще письменности и современных нам схем общественного управления. Не знал, что Земля – это планета, что она круглая, что она вертится, что на ней есть моря и океаны, что мир велик и просторен. Однако, не будь этих людей, живших неизмеримо далеко от нашего времени, мы с вами не были бы так развиты, как сейчас, не летали бы на самолетах и космических кораблях, не бороздили бы океаны, не занимались наукой.

Да не жили бы, в конце концов. Не может цивилизация развиваться от какой-то определенной точки. Обязательно с самого начала. Да, конечно, мы сейчас на «ты» с компьютерами. Но чтобы это случилось, кто-то из наших предков, очень задолго до нас, придумал палку-копалку, провертел первую дыру в камне, изобрел колесо, копье, лук, научился плавить металл, придумал письменность. И любое звено, выпавшее из процесса развития, означает прекращение развития общества в целом. Потому люди обязаны знать свое прошлое, чтобы планировать и предвидеть будущее.

Для этого и существует археология, составная часть истории, наука, возвращающая нам с вами память. Генетическую память наших предков, которые, конечно же, были другими, говорили на других, уже мертвых, языках, знали гораздо меньше нас, не были так развиты, как мы, но и не были глупее нас. И они оставили после себя грандиозные памятники своей культуры, загадки которых мы не можем разгадать порой до сих пор.

Одна из таких загадок - комплекс Тамгалы.

Интересно, что чувствовал тот первый геолог, который, зайдя случайно в это ущелье, обнаружил петроглифы? Произошло это недавно, в 1957 году. Этот геолог был из поисковой экспедиции Академии наук Казахской СССР, которой руководила Анна Максимова. Что он почувствовал, поняв, какое сокровище нашел. И что чувствовала археолог Максимова, увидев огромное количество наскальных рисунков в маленьком ущелье и сразу оценив размеры свалившегося богатства? Мы никогда этого не узнаем, да это и не важно. Важно, что в тот день был найден один из самых грандиозных памятников истории эпохи бронзы, изучению которого посвятили огромное количество времени и отдали массу сил такие ученые-археологи, как Максимова, Ермолаева, Медоев, Рогожинский, Самашев. Важно, что этот памятник взят под охрану ЮНЕСКО, как уникальный памятник истории и культуры. Комплекс, насчитывающий более 5000 петроглифов, 20 древних городищ разных периодов и полтора десятка древних захоронений разных эпох – действительно уникален и неповторим, как Стоунхендж и Мачу-Пикчу, как пирамиды Египта. Эти исследования не закончены до сих пор и вряд ли будут закончены в ближайшие десятилетия. Ущелье Тамгалы расположено в горах Анрахай в 170 кг к северо-западу от Алматы. Горы очень низкие, сложены кремнистыми сланцами и состоят из большого количества мелких ущелий. Одно из них – Тамгалы, названное так по имени речки, протекающей по дну ущелья.

Ущелье Тамгалы было заселено на протяжении многих столетий. Об этом свидетельствует множество могильников, расположенных в его окрестностях. Только в самом устье ущелья их найдено 5 штук. Это семейные захоронения, расположенные на относительно небольшой площади, являются самыми ранними археологическими памятниками данного места. Принадлежат племенам позднеандрониковского и сакского периодов и датируются эпохой бронзы. Все прочие захоронения имеют другой возраст. Захоронения в самом ущелье разделены на две группы – северную, предгорную и южную, во внутренней части долины. Кроме того, по равнине цепочкой тянутся курганные могильники, не входящие в комплекс памятника и раскопки в которых еще не проводились.

Проведены раскопки только на четырех могильниках:
Тамгалы 1
Тамгалы 2а
Тамгалы 2б
Тамгалы 4
Тамгалы 6

Эти раскопки проводили археологи Марьяшев и Рогожинский, в процессе работы было вскрыто и обработано 62 погребения, а затрачено на это 12 лет.

Какая неблагодарная и кропотливая работа!

Однако в результате этой работы мы видим образцы культуры племен, живших в Тамгалы 2500 лет назад. Мы видим, как совершались эти захоронения, их обрядовую сторону, становится понятен способ захоронения, найдены предметы быта, горшки, инструменты, украшения, которые укладывались в могилу вместе с телом.

Мы видим, что эти обряды очень отличались от современных, что людей хоронили совершенно по-другому, их укладывали в неглубокие могилы в «скорченном» состоянии, на левый бок, головой на запад, оставляли рядом с ними предметы, которые могли пригодиться в ином мире, и накрывали этот саркофаг каменной крышкой. И эти могилы вовсе не были местами упокоения вождей - это простые семейные захоронения, глядя на которые, мы понимаем, что уже тогда люди уважали своих предков, уже тогда они понимали, что без прошлого нет будущего. То есть, существовала определенная и достаточно развитая культура, которую нельзя не уважать.

Это подтверждают и найденные вокруг остатки поселений. Жившие тогда люди не позволяли себе селиться в тех же местах, где они хоронили своих близких и там, где они оставили следы своих культовых обрядов. Так же, как и для нас, для них был свят покой умерших и священен их храм. Именно поэтому в районе могильников и в самом ущелье не обнаружено ни одного поселения. Все они расположены в стороне от мест, которые эти люди считали для себя святыми. И если могильники обнаружены в предгорной части долины, и вдоль русла ручья, то поселения и стоянки располагались в горной части урочища. Здесь были найдены несколько стоянок, по нашим, современным, понятиям очень небольших. Их площади занимают от 300 до 1200 км2 каждый, и сейчас этого хватит для размещения двух-трех десятков домов. Но если учесть, что древние люди жили гораздо менее комфортабельно и более скученно, чтобы было удобнее отбиваться от диких зверей и недружественных соседей, становится понятно, что плотность населения в Тамгалы была весьма велика.

Доказательство того, что людей, населявших урочище Тамгалы, было много, мы видим в самом ущелье, которое представляет собой гигантский храм под открытым небом, с настоящим алтарем, амвоном, нефами, буквально испещренными огромным количеством петроглифов. Рисунки расположены везде, где только можно было их оставить. Сама природа постаралась подготовить исходный материал, основу для работы древних художников. Склоны ущелья сложены из сланцев, их поверхность представляет собой большие и ровные наклонные плиты, на которых очень удобно было выбивать рисунки. Кроме того, солнце за сотни тысяч лет так обожгло поверхность скал, что они из светло-серых стали почти черными, окончательно подготовив, загрунтовав холсты для дальнейшей работы. Это явление называется «каменным загаром», более правильно – каменной патиной.

И вот на этой, глянцево-блестящей, черной, патине талант древних художников проявился с полной силой. Пять тысяч рисунков! Только подумайте – пять тысяч. Рисунки на самые разные темы, от религиозных до бытовых. Сцены охоты, портреты одиночные и портреты групповые, батальные сцены, изображения животных и людей, взрослых и детей, с оружием и без него… Доят коров, запрягают быков, пашут землю, скачут на лошадях без седел, потому что седел тогда еще не знали. А вот что такое колесо – знали отлично и его изображение мы неоднократно видим на камнях. Так же, как видим и колесницы в самых разных вариантах – от боевых колесниц, до хозяйственных повозок.

Древние художники еще не умели использовать перспективу, не знали, как показать пространство, только-только приближались к пониманию композиции и соразмерности изображаемых объектов. Поэтому все их рисунки плоски и несоразмерны. Здесь и олень, которого догоняет на лошадях группа охотников, здесь и сами охотники, и их лошади. А на другом рисунке – совсем все в куче. Корова, которую доит человек, тут же группа людей, здесь же их жилище, там же человек, взнуздывающий лошадь.

Все в одной плоскости, в одном объеме, но попытайтесь разобраться, откуда что берется и эта картинка оживет, заиграет и начнет двигаться. И вы поймете замысел древнего художника, увидите то, что он хотел вам показать. И вы сумеете через тысячелетия перекинуть мост в давно исчезнувшую эпоху, почувствовать то, что чувствовал тот человек, в поту и усердии создавая свой рисунок. Тот, который держал в руках каменное рубило и каменное било, выстукивая изображение, которое вы сейчас пытаетесь понять. А потом вы поймете, что человек, сделавший рисунок, делал его не просто так, только потому, что ему так захотелось. Нет. Вдруг приходит понимание, что все рисунки сделаны, подчиняясь воле других лиц, занимавших в иерархии более высокое положение и задумавших эти рисунки так, чтобы создать культовый объект, где все осмысленно, все увязано в единую систему, единую схему, объединенную единым замыслом жреца. Именно жреца, потому что мы с вами вдруг увидим, что находимся внутри культового сооружения, где есть места для общего собрания, где есть места для собрания знати, где есть алтарь, в котором собирались их руководители, светские и религиозные. Акустика в алтаре такая, что любое слово, произнесенное вполголоса с его амвона, слышно в любой точке ущелья. Такой акустики добиваются современные архитекторы при проектировании зрелищных объектов, но добиваются ее далеко не всегда. Поэтому, когда говорят о примитивности мышления этих людей – не верьте. Они жили в примитивную эпоху, пользовались примитивными орудиями, но головы у них были совсем не примитивны. Посмотрите, разве описанная схема не похожа на службы в современных нам храмах? Или способы управления людьми не похожи на современные?

Чем принципиально отличается изображение солнцеголового от современных нам изображений классической иконописи? Только техникой и качеством изображения. Ну не знал тот человек еще масляных красок, не владел техникой камнеобработки, не научился писать. Но он уже сумел построить храм. Причем, по памяти, ориентируясь только на память поколений своих предков, потому что, если не было письменности, соответственно не было и хранилищ накопленных знаний, а значит - все эти знания несли внутри себя, в своей голове, жрецы, лидеры этого общества, передавая его устно из поколения в поколение. И сумел сплотиться вокруг одной идеи ради стремления выжить и развиваться, создав определенный иерархический клан, в котором одна группа людей подчинялась другой, где были лидеры и ведомые, где одни работали для других и все вместе они создавали свою культуру.

Так и видно давно прошедшую картину, когда на закате дня жрец вызывает к себе в алтарь одного из художников племени и говорит ему: вот на том камне в правом ущелье ты нарисуешь сцену охоты на кабана, а вон там, на той стенке в левом ущелье, ты нарисуешь сцену погони за оленем, а вот на этой плите ты сделаешь домашнюю, бытовую сцену с дояркой, детьми, конюхом и бычьей упряжкой. А когда закончишь это дело, ты приступишь к рисункам в алтаре, где изобразишь в виде людей все двенадцать месяцев года, чтобы все помнили, что в году двенадцать месяцев, выбьешь на стене алтаря изображения домашних животных и домашней утвари, чтобы все знали, как нужно жить, а над всем этим ты выбьешь изображение верховного Бога – солнцеголового, чтобы все знали, кому поклоняться за то, что живут на свете.

Конечно, это все несколько преувеличено, но, скорее всего, соответствует действительности, поскольку все рисунки, что называется, «в теме» и не выбиваются из общего стиля. И, разумеется, все это не создавалось враз и одним художником. Это работа целых поколений древних мастеров, создавших в результате, возможно, многовековой работы, уникальный памятник своему времени. Ведь недаром все петроглифы разделены на семь участков, в которых чувствуется некоторая разница направлений, приоритетов, и, так сказать, эстетических вкусов, говорящих о том, что они создавались в разное время разными людьми. Но все их объединяет одно – культ солнца и плодородия, солярный культ. Причем все рисунки размещаются как поодиночке, так и сведены в огромные панно. Время не пощадило скалы и они потрескались под воздействием солнца, воды и температурных перепадов, но все равно хорошо видно, что тот или иной рисунок является частью большой композиции. И над основной массой этих композиций главенствует солнцеголовый Бог, Бог – солнце, Бог Митра, бывший, вероятно, в ту пору верховным божеством.

Вообще наскальные рисунки относятся к разным историческим эпохам, но самый мощный вид петроглифов – сакский. Его можно выделить по образам и сюжетам, хорошо известным в прикладном искусстве звериного стиля. Так, на скалах ущелья Тамгалы, служивших на протяжении многих веков местом племенных святилищ и всевозможных обрядовых празднеств, имеются десятки сакских изображений. Среди них фигуры оленей, изображенных в позах, излюбленных саками – на кончиках копыт и лежащих с подогнутыми ногами, рисунки диких кабанов, сцены единоборства верблюдов, гравюры медведя и других хищников.

В Тамгалы более двадцати изображений солнцеголовых божеств. Все они антропоморфны. Традиция изображать солнце антропоморфным сложилась еще в глубокой древности. В изображении тамгалинских солнцеголовых нет устойчивого канона – мы видим фигуры разных размеров с головами в виде диска, или обода, вокруг которых выбиты расходящиеся лучи, или круглые ямки-углубления. Это и говорит о том, что изображения делались разными людьми и в разное время, возможно, отнесенное друг от друга на десятки, а то и сотни лет. Иногда солнцеголовые божества изображались над животными – быком, лошадью, оленем. В этом, как полагают археологи, можно увидеть их связь с животными, их зооморфные воплощения.

Со времени первого обследования урочища Тамгалы прошло уже полвека, за это время были открыты скопления петроглифов в Джунгарии, Каратау, на Алтае и в Центральном Казахстане. Но нигде нет такого количества рисунков и комплексов захоронений эпохи бронзы.

Труд трех поколений исследователей отдан этому выдающемуся памятнику древней культуры. Наскальные изображения Тамгалы приобрели широкую известность и привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов прежде всего своеобразием, присущей им выразительностью, что позволяет говорить об особом, «тамгалинском» стиле петроглифов бронзового века.

Урочище Тамгалы – уникальное по своему значению в мировой культуре место.

Из этого источника мы получаем ценнейшую информацию о древнем прошлом нашего народа, узнаем его традиции, обычаи, обряды, понимаем его образ жизни.

И вдруг с пронзительной ясностью осознаем то, что, несмотря на наши религиозные, расовые, языковые различия, – у всех, у всех народов континента Евразия, – общие предки.

Мы возвращаем себе память, которую эти предки бережно хранили, а мы где-то, на каком-то этапе утратили. И когда ее вернем, поймем, что делить нам между собой нечего.

Мы возвращаем себе память.

Ведь все – просто. История – это наука, которая делает человека гражданином.

Категория: Литературно-художественный| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов              
Просмотров: 1181 |  
«Каспеко» © 2007 - 2024