Спелеошкола >>> НТП  

Лекция №10
Спелеошкола Феникс.
Курс НТП.
Лекция № 10.
Преподаватель А. Шакалов.
Тема: Понятие об опорах.

Товарищи курсанты.

В предыдущей лекции мы с вами слегка поговорили об опорах. Но только слегка, потому что линейные опоры, о которых мы говорили, разбираясь со страховками, это далеко не все, что необходимо знать о них.

Мало того, линейные опоры, как это ни странно на первый взгляд, вовсе не являются первыми и главными в цепи различных точек закрепления снаряжения, предназначенного для преодоления вертикали.

Вот и пришла пора для развеивания очередного мифа.

Конечно, веревка – это очень важно, но только тогда, когда она где-то и как-то закреплена. До этого момента она – бесполезный груз.

Проблема в том, что веревка всегда и сразу бросается в глаза, тогда как все прочие опоры скромно «стоят поодаль», ничем не выделяясь и никак себя не проявляя. До поры, до времени. Но разрушение опоры, за которую закреплена веревка, немедленно повлечет за собой разрушение самой линейной опоры, на которой в данный момент, может быть, повисли вы. Вот теперь и подумайте, что здесь первично, что вторично?

В железной цепи навесок иногда достаточно одного звена, которое представляет собой не полноценную точку закрепления, а «бублик с маком», чтобы получить срыв участника - в лучшем случае, и разрушение всей навески - в худшем. Даже вариант с «малой кровью» чреват большими травмами, не говоря уже о полном разрушении навески.

Конечно, очень важно правильно провесить веревку, но не менее важно правильно ее закрепить. Тут можно пофилософствовать, что важнее, курица или яйцо, но пусть этим занимаются высоколобые теоретики. Когда висишь, как-то не возникает этого вопроса. Возникает другой: где находится «бублик с маком».

Вот для того, чтобы не задавать себе этот вопрос слишком часто, давайте попытаемся понять, что же входит в понятие «опора».

Итак, опоры по видам делятся на:

  1. Естественные.
  2. Искусственные

Названия говорят сами за себя.

Естественные – это все опоры естественного происхождения, за которые вы собираетесь закреплять веревку. На поверхности это может быть камень, скальный выступ, живое дерево - все, что способно гарантированно выдержать планируемую вами нагрузку. Под землей это часто бывают проушины, сталагмиты, наплывы. Почти всегда естественные опоры надежнее точек искусственных закреплений, но обычно они находятся не совсем там, где это необходимо для устройства навески. А значит, требуют устройства дополнительных локальных петель, что, в свою очередь, увеличивает количество применяемого снаряжения. Поэтому естественная опора редко бывает точечной. Только локальной. И потому навешивание за естественные опоры применяется довольно редко.

Искусственные – это опоры, которые выколачиваются непосредственно в точке закрепления веревки. И потому искусственная опора может быть только точечной. Как правило, это крюк в различных его модификациях. В нашем случае это почти всегда шлямбурный крюк, причем в варианте «спит». Но это не значит, что не могут используются другие искусственные опоры, лепестковые крючья, морковки, анкеры, закладки и прочее, прочее, прочее. Просто навеска за шлямбурный крюк применяется спелеологами в 90% случаев.

С видами опор разобрались. Перейдем к способу их применения.

По способу применения они делятся на:

  1. Локальные.
  2. Точечные.
  3. Линейные.
  4. Локально-точечные.

Что же такое локальная опора и «локальная петля»?

При устройстве навески за естественную опору вы обязательно завяжете вокруг нее петлю из куска веревки. И за эту петлю закрепите основную веревку. В зависимости от размера используемой опоры, петля в своей окружности может быть от нескольких сантиметров до нескольких метров, но во всех случаях – это отрезок веревки, связанный концами, в радиусе закрепления которой можно осуществлять навеску или самостраховку в любой ее точке. Обычно говорят проще – локальная петля. Но это именно опора, потому что на нее разгружается вес с опоры линейной.

Соответственно, когда для навески применяется опора только с одной точкой закрепления веревки, она называется точечной. Как правило, это «ухо» шлямбурного крюка, хотя это может быть и «ухо» анкера, «ухо» закладки, «ухо» морковки. Неважно, чье это ухо. Важно то, что в него может быть простегнут только один карабин, и это ухо позволяет закрепить снаряжение только в одной конкретной точке.

Почему же все-таки это почти всегда шлямбурный крюк? Да потому, что при устройстве точки закрепления линейной опоры, ПЗ (пункт закрепления, в дальнейшем, просто ПЗ), вы выбираете эту точку так, чтобы веревка от ПЗ спускалась вертикально вдоль стены колодца, либо - не задевая ее, либо - только слегка касаясь. Техника СРТ не позволяет навешивать веревку с опиранием на перегибы стены или другие скальные выступы, потому что при таком опирании вполне возможно ее перетирание. Поскольку веревка у вас одна, то и беречь ее вы будете, как зеницу ока. При определении точки ПЗ вы уже не станете искать находящуюся рядом проушину, скальную щель, сталагмит, сталагнат, а загоните шлямбур точно по вертикали навески, даже если эта точка будет находиться в десяти сантиметрах от удобной естественной опоры.

Кроме того, шлямбурный крюк одинаково хорош при приложении нагрузки на него в любом направлении – вверх, вниз, в стороны, под любым углом. Этим не могут похвастаться все прочие виды точечных опор, кроме анкерных.

А почему именно «спит»? Потому что классические шлямбурные крючья не обеспечивают тех условий, которые предъявляются к точечным опорам в условиях спелеопутешествий:

  • бычный шлямбурный крюк не рассчитан на длительное многократное использование и требует «сдваивания» точечных опор.

  • стандартные крючья придумывались для альпинистов и альпинистами же, а потому предназначены они для забивания в коренные породы, будь то магматические, или осадочные, от гранита до известняка. Мы же в подавляющем большинстве случаев имеем дело с вторичными натечными образованиями, которые мягче коренных пород, иногда значительно.

Представьте себе наши стандартные условия передвижения по вертикалям. Мы бьем крюк, цепляем за него веревку и спускаемся по ней вниз. Сначала вы, потом я, потом Вася, потом Маня, потом Петя. И так далее, пока не пройдет вся группа. А потом мы возвращаемся наверх по той же веревке, зацепленной за тот же крюк и примерно в том же порядке.

Но вот вопрос – как мы возвращаемся? Мы лезем наверх, не страхуясь за веревку, а поднимаясь по ней, используя как линейную опору, соответственно, полностью и многократно ее нагружая. Многократно, потому что подъем на зажимах – это не равномерное, а линейно-точечное движение, с постоянно меняющейся периодической нагрузкой на точку опоры. Это значит, что бедный наш крюк будет расшатываться в своем гнезде с количеством колебаний не менее десятка тысяч раз за все время его работы. Я ничуть не преувеличиваю, давайте посчитаем.

Условия задачи – колодец глубиной 100 м, который проходит группа из 10 человек. Средний шаг при подъеме на зажимах – 20 см.

Теперь все просто – 100 : 0,2 х 10 = 5000

Пять тысяч раз ваша группа нагрузит крюк при подъеме из колодца наверх. Добавьте к этому спуск вниз, добавьте необходимость многократного прохождения участка отдельными участниками группы, и вы получите тот самый десяток тысяч. И это не просто легкая нагрузка на опору. При каждом шаге вы грузите опору с массой собственного веса, помноженной на усилие подъема, что составляет в среднем от семидесяти до ста килограммов.

Ну, какой стандартный шлямбурный крюк это выдержит? Да никакой. Я сам неоднократно обрывал шлямбурные крючья вовсе даже не при срыве, а при спокойном движении по линейной опоре.

Поэтому при использовании классической техники, обычные шлямбура спаривали, чтобы разделить нагрузки и чтобы при обрыве одного крюка, второй остался целым. Но, согласитесь, что это полумера, и две ненадежных опоры в сумме вовсе не означают одну надежную. А при появлении одноверевочной техники сдваивание опор стало вовсе невозможным, поскольку эта техника предусматривает только однолинейную тактику закрепления точек опоры.

И тогда появился шлямбурный крюк «спит». Он массивней, длинней и толще стандартного шлямбура, делается из нержавеющих сортов стали, имеет более мощное ухо. Раскачать и выдрать его из стены практически невозможно. Разумеется, при условии его правильной забивки.

Конечно, на поверхности, в условиях тренировок и горовосхождений, мы с вами будем применять все прочие типы шлямбурных крючьев, но под землей, при работе в технике одной веревки – только «спит». Точечная опора должна быть «мертвой».

Точно так же мы будем на тренировках использовать и лепестковые скальные крючья, и ледовые, и различные типы закладок, но накажи меня Господь, если я решусь использовать их когда-нибудь в условиях пещер. Не решусь. И вам не позволю. Слишком страшно повиснуть на «лепестке», точно зная, как мало он может. Все лепестковые крючья и, тем более, все закладки устойчиво работают только в направлениях «вверх-вниз». При изменении точки приложения сил, что вполне возможно при движении по линейной опоре в реальных условиях пещеры, лепесток крюка может срезать, а закладка просто вылетит из той щели, в которую вы ее заправили. Оставим все это альпинистам. У них совсем другие условия для применения элементов снаряжения, и примерять их к нашим условиям не следует.

Рассмотрим лучше следующий вид опор.

Линейные опоры.

Навешенная опора, которую можно использовать для подъема-спуска в любой ее точке, называется линейной. К линейным опорам относятся все веревки и тросы, которые используются для осуществления навески. Исключение – лестница, передвигаясь по которой, вы, вроде бы двигаясь по одной линии, каждый раз последовательно останавливаетесь на определенной точке, которой является перекладина лестницы. Потому лестница – это комбинированная, линейно-точечная опора.

Здесь мы подошли к очень важному и серьезному понятию, которое называется «статикой опоры». Или «динамической характеристикой веревки». Именно веревки, потому что к тросу понятие динамики применить нельзя. Трос не растягивается, а значит – абсолютно статичен.

Что же входит в это понятие? Динамическая характеристика опоры – это ее способность к постепенному нарастанию сопротивления разрыву при рывке. Это явление мы привыкли называть амортизацией веревки, хотя это не совсем верно. То есть, веревка при срыве обязательно удлиняется на какую то величину, тем самым погашая эффект рывка. Чем более податлива веревка, чем сильнее она способна растянуться, тем мягче будет динамический рывок.

Эту величину принято определять в процентах на сто метров веревки. Все веревки, которые при сопротивлении рывку удлиняются на величину более 13%, являются «динамическими». Соответственно, веревки, которые при сопротивлении рывку растягиваются менее, чем на 13%, считаются статическими. Именно благодаря растяжению веревок многим из нас простились грубые ошибки при срывах на вертикали. Динамика прощает многое, но не все. Статика же не прощает ничего. Трос не допускает срыва даже на полметра, лестница – тем более, рассчитана только на подьем-спуск по ней без рывков вообще.

И если точечные опоры всегда абсолютно статичны, то линейные опоры могут быть как статическими, так и динамическими.

Казалось бы, что проще - вообще отказаться от жестких статических опор и пользоваться только динамическими веревками. Так и принято при использовании техники СРТ, где, чем более динамична веревка, тем лучше.

Однако все достоинства любого снаряжения являются продолжением их недостатков и наоборот. Как пример, использование динамической веревки при устройстве троллеев или организации навесной переправы, мягко говоря, проблематично.

И так во всем и везде. Если по тросу подъем проще и легче, то спуск по нему практически невозможен. Если по динамической веревке спускаться – одно удовольствие, то подъем по ней похож на качание чертика на резинке за лобовым стеклом автомобиля. Если нужен протяженный троллей – не обойтись без троса; если нужно работать, не касаясь разрушенных стен, – нужна статическая веревка. Если динамические линейные опоры априори предохраняют от последствий срыва, то статические много удобней при работе в штатном режиме.

И, в связи с тем, что нельзя до конца совместить несовместимое, я должен вам сообщить, что техника СРТ вовсе даже не состоит из одних сплошных достоинств. Просто на сегодняшний день эта техника наиболее полно отвечает предъявляемым к ней требованиям, но отнюдь не является идеальной.

Впрочем, об этом мы с вами будем подробно говорить в курсе СТП.

А сейчас перейдем к опорам локально-точечным.

Иногда мало использования одной точечной опоры для навески на нее линейной. В случаях, когда необходимо организовать навеску точно посередине колодца, чтобы выполнять спуск-подъем, не касаясь его стен, или провесить грузовой троллей, или, не дай Бог, организовать подъем пострадавшего, выполняется локально-точечная опора. Это уже трудно назвать одной опорой, поскольку для ее устройства нужны минимум два ПЗ. В случае если навеска выполняется по двухопорной схеме, то ПЗ уже будет три, а если навеска выполняется для организации грузового, или спасательного троллея, то может применяться система «паук», в которой может быть и четыре, и пять точек закрепления опоры.

То есть, локально-точечная опора – это система навески линейных опор, в которой одна локальная петля, распределяется на две (или больше) точки закрепления, с одной или двумя фиксированными точками навески.

Чтобы не ломать себе язык и голову с определением типа опоры, в обиходе их называют проще:

  1. Система «В» (V).
  2. Система «Дубль-В» (W).
  3. Система «Паук».

И здесь названия тоже говорят сами за себя. Посмотрите на латинское написание букв В и дубль-В и вам все сразу станет ясно со схемой навески. В ней верхние концы букв – это точки закрепления опор, нижние концы – это точки закрепления навесок, а сама буква – это локальная петля. Все просто, не правда ли?

Но, как и эти буквы, так же красиво должна быть сделана система. При ее устройстве не допускается тупой угол локальной петли в точке закрепления навески, потому что, чем больше угол навески, тем больше нагрузка на петлю. Чем острее этот угол, тем лучше.

Что касается «Паука», то это сложная в устройстве система, а потому применяется крайне редко. Только при крайней необходимости организовать опору в условиях сильно разрушенных стен - для обеспечения подъемов полиспастом грузов или пострадавшего с сопровождающим. Распределение нагрузки в нем происходит точно также, как в системе В, но точек закрепления опоры может быть и четыре, и шесть, и десять. Поэтому и зовут его «Паук».

Этим исчерпывается наш разговор об опорах. Конечно, на практике все выглядит несколько сложнее. Всегда возможны самые разные нюансы в применении опор, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Думаю даже, что нет двух одинаково выполненных навесок. Но принципы навесок и принципы использования опор просты и неизменны.

Благодарю за внимание, товарищи курсанты. До следующей лекции.

Категория: НТП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Скачать весь текст
Просмотров: 1644 |  
«Каспеко» © 2007 - 2021