Библиотека >>> НТП  

Лекция №1
Скачать(54.5 Kb)
Спелеошкола «Феникс».
Курс НТП
Лекция № 1
Преподаватель: А.Шакалов.
Тема: Техника пеших переходов.

Товарищи курсанты.

Тема первой лекции, безусловно, не соответствует статусу первой темы. По правилам хорошего тона, я должен был бы дать вам обзорную ознакомительную лекцию о том, что такое спелеология по определению, кто такие спелеологи, рассказать о достижениях мировой, советской и казахстанской спелеологии от времен царя Гороха и до наших дней. Нельзя сказать, что это неважно, все мы родом из прошлого и, не зная истории, в данном случае - нашей истории, так сказать, «происхождения вида», нельзя сделать ничего путного в современной спелеологии.

Однако оставим чуть на попозже рассказы о том, как «межпланетные корабли бороздили межпланетное пространство», и поговорим о технике пешей ходьбы, которую вы блестяще провалили в процессе нашего первого учебно-тренировочного похода.

Это вовсе не значит, что первый УТП был неудачен, напротив, он состоялся и состоялся прекрасно именно потому, что вы сами убедились в своем неумении ходить. Ходить так, как это необходимо в условиях элементарного похода.

Начнем разговор с того, что развеем всеобщее заблуждение о том, что все люди ходят правильно и умеют это делать с самого раннего детства. Да. Это правда. Но с одной небольшой поправкой. Учимся мы ходить по ровному полу в своей детской комнате, в дальнейшем успешно топчем тротуары, площади, улицы и лестничные марши, не задумываясь о том, что, кроме городов, существует масса «неосвоенных территорий», где нет асфальта, где не поработали еще геодезисты и бульдозеры, где вместо ровных дорог есть только еле заметные тропы, или вместо троп навалено природой громадное количество камней, снега или льда, и все эти прелести расстилаются перед вами в любую сторону до самого горизонта. Иной раз встречаются маршруты, в которых ты идешь по такому рельефу по несколько суток, постепенно забывая, что существуют тротуары.

Вот это и есть поверхность геоида, который все мы называем Земля. Очень неласковая и тяжелая для пешего преодоления поверхность, на которой человек с трудом отбил и приспособил для своего более или менее комфортного существования микроскопически малые площади, назвал их городами и поселками и теперь делает вид, что он царь природы. Но стоит царю встать ногами на землю и пройти по ней несколько тысяч шагов, как он тут же бежит назад, в свою резервацию, для того, чтобы лечить полученные во время этого похода раны.

Уверяю вас, что на Земле существуют равнинные, повторяю, равнинные участки поверхности, преодоление которых даже для тренированных и хорошо умеющих ходить людей со скоростью пять километров в сутки – подвиг. А для горожан «до мозга костей» эта задача невыполнима даже теоретически.

Как пример: группа казахстанских спелеологов в феврале 1983 года шла от зимовья Сумган до зимовья Кутук, где расстояние всего шесть километров, восемнадцать часов, и к концу перехода была в полубессознательном состоянии настолько, что уже на подходах к зимовью Кутук наиболее ослабевшие участники были вынуждены сбросить груз и ползти пустыми, только бы добраться до зимовья. После чего вся группа сутки приходила в себя, вместо того, чтобы полноценно работать. Ваш покорный слуга принимал участие в этой экспедиции и до конца своих дней запомнит то безрадостное ощущение бессилия перед мощью планеты, которая, если захочет, сохранит жизнь этим дилетантам, а захочет – дунет, и не будет на ее поверхности никого из них.

Это по поводу первого заблуждения.

Существует еще одно, второе заблуждение о том, что все люди в состоянии сами определить наиболее рациональную нитку маршрута и выбрать оптимальный темп и ритм движения по нему. Это заблуждение напрямую вытекает из психологии индивидуума и не имеет ничего общего с рациональным и правильным движением.

Напротив, такой ритм движения присущ горожанину, сызмальства привыкшему двигаться от точки А к точке Б, как Бог на душу положит. Когда человек один на один сам с собой, такой способ движения совершенно оправдан, но при движении в группе, даже небольшой, не выдерживает никакой критики.

Как пример – когда вы, курсант, идете об руку с дамой, вы совершенно определенно просчитываете и направление движения, и темп движения, соразмерные с темпом и направлением вашей дамы. Попробуйте мне сказать, что это не так!

Но почему-то при движении на маршруте в любой малоопытной группе наблюдается тенденция идти вразброд, поскольку каждый подсознательно стремится двигаться в наиболее оптимальном для себя режиме. Повторяю: удобном для себя. Это означает, что стадо из десяти человек, двигаясь от точки А к точке Б по десяти возможным вариантам движения, совершает в единицу времени девять ошибок, как минимум. И эти ошибки на каждом метре множатся и растут как снежный ком, результатом чего является общая потеря темпа группы, общая усталость группы и, как следствие, неспособность группы выполнять дальнейшую работу на маршруте.

Разумеется, мне можно возразить, сказав, что лидер группы тоже человек, и он тоже может ошибаться. Да, конечно. Но лидер группы, как правило, несколько опытнее прочих членов группы, он прекрасно понимает лежащую на нем ответственность и непрерывно шевелит мозгами, вырисовывая ногами нитку маршрута, устанавливая единый темп, чувствуя спиной общее состояние группы. В этом случае движение происходит быстрее, ровнее, и сумма накопленных ошибок на порядок меньше, чем при движении вразброд.

Вы должны уяснить для себя совершенно четко, что даже стадо баранов имеет в своем составе одного козла-лидера и это вовсе неспроста, а как раз для организации максимально рационального движения при минимальных физических затратах. Мы же с вами люди и должны это изначально понять головой, в противном случае придется данный постулат вбивать в голову собственными ногами, что не очень легко физически и связано с некоторыми морально-этическими потерями. Ну, например, преподаватель может сгоряча вас обозвать бараном и, поверьте, будет не так уж и неправ.

При понимании же своей роли, роли ведомого в группе, вам нужно будет лишь поймать предложенный вам темп, спокойно двигаться, разглядывая меняющийся вокруг вас рельеф, думать о чем-либо спокойном, уютном и неторопливом и не заботиться о выборе оптимального маршрута. Это сделает лидер для вас и за вас. Именно потому хорошо схоженная группа на маршруте напоминает со стороны плотно сбитую многоножку, работающую как единый организм, спокойно и внешне неторопливо преодолевая участки пути, двигаясь за лидером и последовательно повторяя все изгибы тропы.

Кажущаяся внешняя неторопливость такой многоножки обманчива, поскольку при небольшой скорости движения достигается постоянная и ровная средняя скорость, достаточно высокая для того, чтобы тренированная группа преодолевала в условиях пересеченной местности под средним грузом в тридцать килограммов расстояние до тридцати километров за ходовой день.

Вот вам и первая формула оптимального движения: 30 кг * 10 ч = 30 км.

Кстати, теперь, когда мы договорились о технике передвижения группы, самое время поговорить о темпе движения. Серьезнейшая и важнейшая тема. Именно правильно (либо неправильно) выбранный темп движения, может либо довести группу до конечной точки маршрута свежей, как весенний ландыш, либо просто довести ее «до ручки».

И здесь важнейшим условием является, так сказать, «условие многоножки». В плотно идущей группе поддерживается один, оптимальный для данной группы, темп движения, который, конечно же, ни при каких вариантах не может быть выше темпа комфортного движения субъективно самого слабого участника. При нарушении этого условия обязательно произойдет разрыв группы. В этом случае, ушедшие вперед наиболее сильные участники вынуждены будут где-то остановиться, поджидая отставших, а отставшие будут стараться догнать голову колонны, взвинчивая и без того непосильный для них темп и выматываясь все больше и больше, пока не обессилеют окончательно.

Вот это и есть движение рваным темпом, при котором уже невозможно сохранить высокую среднюю скорость. И, как следствие, невозможно сберечь силы участников для дальнейшего движения и работы. И, естественно, нельзя даже и мечтать о совершении протяженных и продолжительных переходов. Группа, вся группа, в конечном итоге будет обессилена и к дальнейшему употреблению без реанимационно-восстановительных мероприятий непригодна. А виноват во всем рваный темп.

Отсюда следует один, совершенно четкий вывод, подтверждающийся старой пословицей «тише едешь – дальше будешь».

Итак, отсюда делаем окончательный вывод: общий темп движения группы равен темпу движения самого слабого участника. Это вторая формула оптимального движения. Пытаться нарушить эту формулу – все равно, что пытаться поспорить со стариком Ньютоном. Ну, в самом деле, никто ведь не пытается прыгнуть просто так с десятого этажа вниз, чтобы проверить, что из этого выйдет. Результат известен заранее. Но почему-то все пытаются нарушить формулу темпа. И ни у кого это почему-то не получается. Теперь вы знаете – почему.

Теперь о том, что входит в понятие «ритм движения». Ритм движения участника, каждого участника в отдельности, который в конечном итоге выливается в ритм движения группы.

Овладеть правильным ритмом движения можно только посредством упражнения. Практика, практика решает все. Нельзя теоретически научиться водить машину.

Но и в этом случае есть несколько правил, обеспечивающих движение отдельного участника группы, как ровно работающего механизма. Первое из них – правило дыхания. Забудьте, что у вас есть нос. Дыхание через нос, так называемое правильное дыхание – сказки врачей из лор-кабинетов. При тяжелом движении на подъем вы просто не сможете дышать иначе как через рот, набирая сразу полные легкие, пока делаете один шаг, и выдыхая, пока делаете другой. И это – нормально. Главное – соразмерность дыхания с темпом вашего движения.

Не рекомендуется во время движения напрягать без нужды голосовые связки. Разговор на ходу ведет к потере ритма дыхания и к сбою ритма движения.

Второе – правило соразмерности движений. Движения опытного ходока скупы и соразмерны, как душа старого скряги. Никаких прыжков, скачков, внезапных смен направления и скорости движения. Это просто механизм, хорошо отлаженный и работающий ровно и спокойно, как мощный двигатель. Но то, как отладить этот механизм, - тема другой лекции и обширных практических занятий.

А в этой я должен отметить несколько позиций, которые объединяю под общим названием «НЕЛЬЗЯ».

  1. Нельзя двигаться расслабленно по камням, потому что попадание ноги в щель между ними – это, как правило, перелом ноги.

  2. Нельзя бегать по склонам, как по футбольному полю, потому что падение в этом случае ведет к тяжелым травмам позвоночника и конечностей.

  3. Нельзя спускаться по крутым заснеженным или травянистым склонам на «пятой точке», потому что оная точка с точки зрения организма максимально незащищена, и любой сучок или камень, некстати торчащие под снегом, могут обеспечить тяжелые травмы внутренних органов и позвоночника же.

  4. Нельзя двигаться, опираясь на расслабленные коленные и голеностопные суставы, потому что, опуская стопу на неровную поверхность, всегда имеешь шанс поскользнуться, или оступиться, или споткнуться, а в этом случае почти гарантированы вывих, растяжение связок, либо еще какая-нибудь гадость из перечня полевых травм. В связи с этим я очень рекомендую использовать при движении лыжную палку или альпеншток. Дополнительная опора очень сильно помогает при движении, перенося значительную часть нагрузки с ног на плечевой пояс, а в случае падения прекрасно работает, как третья точка опоры. Конечно, при условии умения ей пользоваться. Но это – тоже тема другой лекции.

Прошу отметить в своем сознании, что группа позиций под названием «НЕЛЬЗЯ» возникла не просто так, на голом месте, - это результат практических выводов из наиболее часто встречающихся полевых травм, свидетелем которых был я сам, и спасательные работы по ним проводил тоже я сам, и результаты этих травм тоже видел я сам. Поэтому в практике нашего обучения нарушение этих позиций будет пресекаться беспощадно.

До следующей лекции, курсанты. Спасибо.

Категория: НТП| Добавил: Bepa| Автор: А.Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 1252 | Загрузок: 30  
«Каспеко» © 2007 - 2024