Библиотека >>> НТП  

Лекция №2
Скачать(75.0 Kb)
Спелеошкола «Феникс»
Курс НТП
Лекция № 2
Преподаватель: А.Шакалов
Тема: Техника преодоления рельефов.

Товарищи курсанты.

В предыдущей лекции мы с вами определились, как выполняется движение группы в принципе, так сказать, усредненно-теоретически. Мы теперь знаем, что такое «правило многоножки», что подразумевается под понятиями «темп», «ритм», «средняя скорость», «рациональная нитка маршрута». Это общие понятия, необходимые для осознанного передвижения в составе группы, и все бы ничего, если б геоид под названием Земля весь был похож на лесостепную зону - где-нибудь в средней полосе России.

Однако рельеф планеты куда более сложен, нежели просто равнина, а потому движение группы по сложному горному рельефу отличается от движения по степи где-нибудь под Балхашем, я бы сказал, радикально. Поскольку нам с вами - в силу специфики нашей профессии - всегда, или почти всегда, приходится работать только на сложном горном или высокогорном рельефе, то первоначальные базовые понятия мы должны будем в значительной степени пополнить еще и пониманием того, что такое рельеф местности, и как этот рельеф в том или ином случае необходимо преодолевать.

Итак, горный рельеф.

Отличается от равнинного именно отсутствием обширных равнин, хотя это, конечно, не исключает наличия больших горных плато, седловин, бортов речных долин, где рельеф почти горизонтален. Но это исключение из правил. А правило — это отсутствие горизонтального рельефа. Это долины горных рек, хребты, гребни и перевалы, горные склоны, ледники и морены ледников. Причем ледники открытые и закрытые, склоны северные и южные, соответственно — заснеженные и чистые, морены новые, старые и древние, соответственно — живые, стабильные и прочные. И с техникой преодоления всего этого безобразия необходимо разобраться сначала теоретически, поломав над этим голову, для того, чтобы на практике не ломать ноги.

Обычно все горные тропы прокладываются по долинам рек до перевалов. Причина такой прокладки нитки маршрута проста: продвигаясь вдоль реки, мы движемся в самом оптимальном режиме и по набору высоты, и по крутизне подъема. Но это — как правило. На практике же, чем выше мы поднимаемся вверх вдоль русла реки, тем более узким становится это русло, тем больше появляется на реке прижимов, не дающих возможности двигаться вдоль нее. И рано или поздно тропа отходит от реки. Куда? Конечно же, на склон.

Тут вступает в свои права понятие «траверс склона». Что же это такое? В данном случае, это передвижение по касательной по склону от реки с постепенным равномерным набором высоты до выхода на гребень водораздела. Это наиболее оптимальный способ перехода от реки на гребень, на гребневую часть маршрута. Почему на гребень? Потому что передвижение по гребню наиболее оптимально после передвижения по долинам рек с точки зрения физических и временных затрат. Гребень всегда положе, чем склон, хотя, как правило, круче, чем долина реки. Однако же, гребневые маршруты часто уводят нас от перевальных точек далеко в сторону. Кроме того, в верхней части подъема под перевал гребень почти всегда поднимается выше перевальной точки, иногда даже значительно выше. Потому на верхних участках подъема под перевал, при малейшей возможности уйти с гребня, тропа уходит обратно на склон. И тогда выполняется обратный траверс склона.

В подавляющем большинстве случаев движение по горному рельефу происходит именно по такой, комбинированной схеме:

  1. Движение по долине вдоль реки.
  2. Траверс по склону до гребня.
  3. Движение по гребню.
  4. Обратный траверс по склону до перевальной точки.

Но горы не были бы горами, если бы периодически не подбрасывали сюрпризы. Бывают случаи, когда рельеф местности не оставляет иного выбора, кроме движения по склону.

И тогда мы подходим к понятию «серпантин». Это то же самое движение по касательной по склону, с постепенным набором высоты, чередующееся от одной грани рельефа до другой. То есть последовательно повторяющийся прямой и обратный траверс склона со все большим набором высоты. Такой способ движения, применяющийся не очень часто, к счастью, все же дает возможность в значительной степени экономить силы и время участников движения, хотя и сильно увеличивает расстояние. Конечно, это не лучший способ подъема, потому и применяется он только при невозможности подъема по долине или по гребню.

Описанный способ не идет ни в какое сравнение со способом подъема «в лоб». Случаются ситуации, когда возможен только такой подъем. Крайне редко, но случаются. Такой способ подъема характеризуется громадными временными и физическими затратами при, казалось бы, относительно небольших расстояниях. Недаром такой подъем называют «подъемом по тропе дураков». Но, если возникает необходимость преодоления, предположим, заведомо лавиноопасного склона, повторяю, настоятельная необходимость, при невозможности принятия другого решения, то в этом случае лавиноопасный склон проходится только точно в лоб и никак иначе.

В поисковых экспедициях, однако, возникает сплошь и рядом необходимость штурмовать склоны «в лоб», об этом мы еще будем говорить, но к технике преодоления рельефов это отношения не имеет, это уже вопросы тактики поиска.

Суммируя вышесказанное, мы приходим к следующим выводам о предпочтении рельефа подъема:

  1. Движение по долинам.
  2. Движение по гребням.
  3. Траверс склонов.
  4. Движение по серпантину
  5. Движение в лоб.

Это - что касается общих схем преодоления горного рельефа. Но от общей темы мы незаметно подобрались к частностям, которых в нашем деле хоть отбавляй. В данном случае в разряд частностей входит:

  1. Движение по снегу
  2. Движение по моренам
  3. Движение по осыпям
  4. Движение по ледникам

Начнем разбирать это по позициям.

Мы пренебрежем техникой передвижения по чистым и сухим горным тропам и склонам, поскольку нет нужды говорить о том, что и так ясно, и начнем говорить о преодолении спецучастков.

В предыдущей лекции, я упоминал ситуацию, возникшую в экспедиции на Сумган, проводившуюся в феврале 1983 года, когда мы почти сутки ломились от зимовья к зимовью, находившимся друг от друга на расстоянии всего шести километров. Виноват в этом был снег, глубокий снег, накрывший уральскую тайгу свежим сыпучим слоем толщиной в 40–50 см. И это бы еще ничего, но свежий снег прилег на слой наста, сформировавшийся после недавней оттепели, и именно это сделало наше передвижение по такому сэндвичу крайне затруднительным, почти невозможным. Наст не выдерживал груза человека с рюкзаком, проваливался под ним, и в результате первый участник проваливался в снег по пояс, по-прежнему не чувствуя под ногами опоры. Тогда мы, крутые и крепкие парни с отрогов Северного Тянь-Шаня, которым море по колено, а не то, что низкорослые увалы Южного Урала, совершили ошибку, чуть было не ставшую трагической. Мы, справедливо полагая, что шесть километров – не расстояние, решили поднапрячься и пройти их в один прием, «в нахалку». И вот тогда низкорослый Южный Урал показал нам в полной мере, кто в доме хозяин, почти вынув из души жизнь, а из тела - силы, но все же оставив душу на покаяние. Никто не замерз, никто не пострадал всерьез, но мы все тогда ногами поняли, что со снегом в тайге не шутят, коли не могли этого понять мозгами. А следовало-то всего-навсего не полениться, сбросить груз, налегке пройти туда и обратно, тем самым протропив, утоптав свежий снег и, что очень важно, укрепив, а не разрушив, слой наста под свежим снегом. И все. И не было бы героической борьбы сначала со снегом, а потом просто борьбы за выживание в жестких условиях зимней уральской тайги.

Отсюда вывод – тяжелый снег нельзя брать штурмом. Если невозможно снег обойти, его нужно тропить. Налегке, спокойно, размеренно, уверенно. На следующий день тропа встанет настом, по которому группа пройдет, даже не почувствовав возникшего накануне серьезного препятствия. Да, конечно, это потеря времени, но эта потеря в конечном итоге обернется сохранением физических сил участников и, соответственно, тактическим выигрышем.

Однако же, все это характерно для таких районов, как Урал, Алтай, Саяны, где снег если лежит, то лежит везде.

В наших же местах чаще всего обширные снежные поля, возникающие по нитке маршрута, проще всего обойти, выходя на южные, как правило, сухие даже зимой, склоны, либо вообще поднявшись на гребни водоразделов.

В тех же случаях, когда снег обойти невозможно, движение по снежному полю лучше всего выполнять до десяти часов утра, потому что до этого времени держится хорошо промерзший наст. При движении по насту группа должна растянуться в колонну на расстояние четырех – пяти метров друг от друга, чтобы ослабить суммарное давление на один и тот же участок наста.

Сказки о том, что по снегу можно двигаться с применением так называемых технических средств, таких, как лыжи или снегоступы, остаются сказками, поскольку я не видел реальных практических результатов от их применения. Многочисленные попытки видел, а вот результатов, положительных результатов – нет. Только ногами, только по тропе и с использованием лыжных палок и альпенштоков. Это то, что касается движения по простым снежным полям, не скрывающим под собой никаких сюрпризов. К сюрпризам нужно готовиться тогда, когда группа движется по закрытым ледникам. А поскольку высокогорные ледники бывают открытыми не более двух месяцев в году, то и передвигаться почти всегда приходится по фирну и снегу закрытых ледников.

Итак, движение по леднику.

Давайте сначала разберемся, что есть закрытый, а что - открытый ледник. Ледник открытый – это ледник, лишенный снегового и фирнового покрова, который лежит перед вашими глазами во всем своем наивном бесстыдстве, как младенец без памперсов. Он открыт весь и виден весь, со всеми своими перегибами и трещинами, а потому для прохождения безопасен и прост.

Сказки о том, что на открытом леднике чрезвычайно скользко, мягко говоря, лишены оснований, а грубо выражаясь, сочинены людьми, плохо знающими предмет. Дело в том, что долинный ледник, постепенно спускаясь сверху вниз, принимает на себя такое громадное количество мелких и крупных камней с окружающих его вершин, кулуаров и гребней, что вся его поверхность становится похожа на крупную терку, вроде овощной кухонной, и на этой поверхности великолепно держит любая обувь. Тут, правду сказать, возникает другая проблема – спотыкаться и падать на тело ледника нежелательно крайне, поскольку все камешки чрезвычайно острые и с вероятностью в 100% можно получить мелкие, но досадные порезы рук, одежды и физиономии, потому двигаться по открытому леднику необходимо внимательно. На открытом леднике четко видны все перегибы и трещины, они довольно легко обходятся, потому движение по открытому льду практически ничем не отличается от движения по горной тропе. Одна беда - как я уже сказал, открытым ледник бывает не более двух месяцев году, это июль – август, но и то - не каждый ледник, и то - не каждый год. Все остальное время ледники закрыты, соответственно, закрыты все трещины, которые он скрывает в своем теле.

Вот это и есть источник серьезной объективной опасности. Трещины могут быть любой глубины и ширины, но после ширины в сорок сантиметров и глубины в два метра большие размеры уже не имеют значения, поскольку, просвистев в такую щель, участник почти наверняка получит травму конечностей, его обязательно расклинит в щели, и возникнут проблемы с выниманием пострадавшего на поверхность. При попадании же в трещину большего размера человек скользит, не задерживаясь, пока его не расклинит, после чего вынуть его из этого клина весьма и весьма сложно. Это ведь лед, лед! Он твердый, как камень, и скользкий, как сопли, потому расклинившийся человек получает не просто локальную, а политравму! И шансов для группы выйти из этой ситуации без потерь очень мало. Вот в этом и заключается коварство закрытого ледника. Сверху все ровно и чисто, и кажется безопасным, однако трещина ждет свою жертву под слоем снега.

Однако для того, чтобы ледник ждал свою жертву бесконечно долго, существуют способы его прохождения.

  1. При движении по закрытому леднику, необходимо внимательно наблюдать за его рельефом. Любой перегиб почти наверняка означает трещину.

  2. Движение по трещиноватому леднику обязательно проходит в связке.

  3. Передвижение по закрытому леднику необходимо выполнять в период с пяти до десяти часов утра, то есть в период, когда крепок промерзший наст.

В моей практике был однажды случай застревания на таком изломанном леднике. Это ледник «Черный», под перевалом «Кашка-Су», в июле 1979 года. Тогда мы вышли на наст ледника, как отличники, в шесть часов утра и без всяких проблем прошли почти весь ледник, как по брусчатке Красной площади, по крепкому насту проскакивая над громадными трещинами и только поплевывая вниз. Однако к десяти утра наст ослаб настолько, что перестал держать, и прогулка победителей превратилась в хождение по лезвию бритвы. Группа вынуждена была остановиться буквально, где стояла, не дойдя до перевальной точки пятьдесят метров по высоте, двести метров по расстоянию и двадцать минут по времени. И поставили базу, и ночевали, и ждали наста, окруженные на пятачке обширными трещинами, потому что эти двести метров в предложенных обстоятельствах были все равно как «двести метров до Рая». В Рай никто из нас как-то не торопился.

А потому, даже учитывая то, что движение по ледникам, открытым и закрытым, вполне возможно, вовсе необязательно это делать. Если есть возможность ледник обойти, лучше его обойти.

Если же такой возможности нет и ледник закрытый, то тогда следует соблюдать следующие условия:

  1. Тщательный осмотр рельефа ледника.
  2. Определение нитки маршрута.
  3. Движение по леднику в парных связках.
  4. Движение связок на расстоянии 20 м друг от друга.
  5. Начало движения по леднику – 5 часов утра
  6. Окончание движения по леднику – 10 часов утра.

Важно помнить при движении по насту еще один очень серьезный момент. Нельзя перегружать наст, а потому связки должны быть максимально оттянутыми друг от друга. Кроме того, двигаясь по насту, все время слушайте его. Если слышен только скрип снега – все хорошо. Если к скрипу примешивается глухой гул, доносящийся из-под наста в такт с вашими шагами, значит наст, по которому вы двигаетесь, поднят над пустотой, будь это трещина, будь это просто расслоение снега. Если пространство, на котором наст под вами гудит, обширно, готовьтесь к провалу наста и, не дожидаясь этого события, измените маршрут. Куда? Да туда, где наст под ногами не гудит.

При соблюдении этих условий передвижение по закрытому леднику становится практически безопасным. Вот только соблюсти все эти условия удается не всегда.

Ледники лучше всего проходить по краю, по их боковым и центральным моренам.

Вот мы и подошли с вами к понятию «морена». Что это такое? Да просто нагромождение камней разной формы, разного веса и разного размера. Но какое грандиозное нагромождение!

Все дело в том, что горы имеют привычку постоянно разрушаться. Как говорит чукча, «тенденция, однако». Все обломки, которые сыплются с вершин и гребней, летят вниз. А внизу, величаво и неторопливо, но весьма быстро по геологическим понятиям, ползет ледник.

Соответственно, все эти обломки прилетают на него и остаются на льду до тех пор, пока ледник не донесет их до места, где он начинает интенсивно таять. Тогда все эти камни вытаивают изо льда и аккуратно выкладываются один на другой. Всё бы ничего, но ледник движется постоянно и все время к своему изливу подтаскивает новую массу камней. Они начинают громоздиться друг на друга и на сам язык ледника, которому не остается ничего другого, как медленно (по нашим, человеческим понятиям) сталкивать всю эту гору валунов вниз по долине. Вы только представьте себе этот гигантский бульдозер, на протяжении многих сотен тысяч лет толкающий груду обломков. Так образуется центральная морена ледника.

Поскольку далеко не все камни, летящие сверху, вмерзают в тело ледника, а часть остается сбоку у подножия склонов, то движущийся вниз ледник расталкивает эти груды в стороны и увлекает за собой. Так образуются боковые морены ледника.

В зависимости от мощи самого ледника, соответствующих размеров достигают морены. Малый ледник – малая морена, большой ледник – соответственно, и морена гигантская. И если ледник Федченко достигает длинны в 80 км, то и его морена поистине бескрайня. Идешь по этой каменной пустыне и уже не помнишь, когда это началось и где это кончится.

Главная особенность передвижения по морене в том, что здесь не бывает троп. Потому лидер группы сам визуально определяет нитку маршрута, исходя только из своего понимания оптимального выбора маршрута.

Кроме того, подъем по стенке морены, высота которой может достигать от нескольких десятков до нескольких сотен метров, должен выполняться в плотно сбитой группе, по возможности избегая движения серпантином, поскольку все камни морены являются «живыми», и всегда есть шанс столкнуть при движении камень. В том случае, если группа идет плотно, риск попадания камня на нижнего участника сведен к минимуму. Потому и нежелателен серпантин. Если же его избежать не удается, то необходимо при каждом повороте дожидаться подхода всей группы к точке поворота. Тогда камень, сброшенный первым, не прилетит на голову последнего.

Ну и последнее условие. При движении по морене каждый участник внимательно смотрит, куда наступает. Поскольку все новые морены сложены из живых камней, то движение по ним не оставляет возможности для любования окружающим пейзажем. Откровенно говоря, движение по морене – это сущее мучение, но это лучше и безопасней, чем ходить по ледникам. Хотя нельзя сказать, что – проще.

И всё же движение по моренам не идет ни в какое сравнение с движением по осыпям. Конечно, преодоление осыпи – это элемент экстремального движения, по ним не ходят в здравом уме и твердой памяти. Однако все же случается передвигаться и по такому рельефу. Принцип движения по осыпи – тот же, что и по морене, но с одним особым условием. Подъем по осыпи выполняется в лоб, а пересекается осыпь наискось снизу – вверх, поскольку движение по горизонтали приводит к сползанию вниз.

В завершение лекции я прошу вас запомнить одно очень важное правило. Правило тропы. Тропа мудра. Она умнее и мудрее каждого из людей в отдельности. Она прокладывалась и уточнялась в течение многих лет многими поколениями людей до того, как на нее вступили вы, и у вас нет оснований не доверять тем, кто прошел ее до вас. Она наиболее рационально и оптимально проложена, даже если вам кажется, что это не так. Доверяйте тропе. И если она есть на вашем маршруте – не изобретайте велосипед, идите по ней. Она вас выведет туда, куда вы стремитесь, конечно, если вы движетесь по тропе, соответствующей вашему направлению.

Кроме того, запомните еще одно. Все тропы всегда в конечном итоге выводят к людям. И если у вас произошла какая-либо нештатная ситуация, не дай Бог, или же вы просто заблудились и вышли на какую-либо незнакомую тропу – двигайтесь по ней вниз. Не сходите с нее. Не бросайте ее, и она вас не бросит. Вы придете к людям.

Вот и все. Тема лекции исчерпана. Благодарю за внимание.

Категория: НТП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 1474 | Загрузок: 25  
«Каспеко» © 2007 - 2024