Библиотека >>> НТП  

Лекция №3 (ч.I)
Скачать(177.0 Kb)
Спелеошкола Феникс
Курс НТП
Лекция № 3 (часть I)
Преподаватель: А. Шакалов
Тема: Объективные и субъективные опасности при движении по горному рельефу.

Товарищи курсанты.

В предыдущих лекциях мы достаточно подробно говорили о том, как продвигаться по тому или иному типу рельефа, встреченному нами по маршруту. Причем продвигаться так, чтобы терять как можно меньше сил и времени, то есть наиболее рационально, стараясь сделать так, чтобы потом не было кому-либо из участников «мучительно больно» в процессе этого движения.

Однако мы с вами учились преодолевать естественные препятствия, не понимая природы их возникновения. Ну а если не понимаешь природы возникновения вещей, значит, ломишь вслепую, не зная, что тебя ждет на маршруте сегодня, завтра, через час, за тем или другим поворотом, соответственно — не зная, с чем ты должен будешь бороться сегодня, завтра, после того или другого поворота. Хотя, в принципе, все это можно предугадать заранее. Во всяком случае — многое, тем самым сведя до минимума сюрпризы маршрута. Понимание того, на что ты нарвешься на определенном участке пути, важно не менее, чем способность это успешно преодолевать.

Этому мы и посвятим текущую лекцию.

Для начала разберемся с понятиями «объективная» и «субъективная» опасности. Что есть что?

Объективная опасность — это естественное природное явление, которое присутствует на вашем маршруте всегда. Это явление существовало на данном участке, от момента сотворения мира и до наших дней и будет существовать еще столько же после нас. Хотим мы этого или нет, совершенно неважно, и никого не интересует наше желание, поскольку изменить оно ничего не может. Как пример — по маршруту у вас есть лавиноопасный участок, который активен либо всегда, круглый год, либо именно в период вашего нахождения на маршруте. И с этим сделать ничего нельзя, это явление существует, а бороться с ветряными мельницами — удел Дон-Кихотов, а не профессионалов. Это — объективная опасность.

Но именно на этом месте появляетесь вы со своей группой, и у вас стоит задача — преодолеть данный участок пути. От того, как вы себя поведете, впрямую зависит, пройдете вы через этот участок спокойно и благополучно, или же обрушите лавину на свою голову и головы вашей группы, спровоцировав ее сход своими безграмотными действиями. Вот это и есть субъективная опасность, источником которой являетесь вы сами.

То есть, субъективная опасность — это искусственно привнесенное неприродное явление, связанное с деятельностью человека, могущее повлечь природные катаклизмы.

Источником субъективной опасности всегда, повторяю, всегда, еще раз повторяю, всегда, при любых обстоятельствах, является сам человек. Вы, курсант, именно вы, являетесь ходячим кошмаром, потенциальным источником неприятностей, мелких и крупных, для себя и для своих коллег. И от того, насколько грамотно вы себя поведете при встрече с источником потенциальной опасности, зависит, превратится она в кинетическую или нет.

Я не могу сдержать собственных эмоций при подаче этого материала, потому что знаю точно, что в девяноста случаях из ста несчастий, произошедших на маршруте, виноват человек, причем совершенно определенный человек, который почти всегда сам остается цел и бегает вокруг тебя в истерике, повторяя, как заведенный: «Ведь я же не знал!», «Ведь я же не думал!», «Ведь я же не хотел!» - в то время, когда членов его группы аккуратно складывают на снегу в один ряд.

Курсант, вы никогда не видели, как выглядят люди, уложенные на снегу в один ряд? И, надеюсь, никогда не увидите. Во всяком случае, я сделаю все от меня зависящее, чтобы этого не произошло.

Ладно, эмоции в сторону.

Полагаю, с понятиями объективной и субъективной опасности мы разобрались. С источником субъективной опасности – тоже.

Теперь давайте попробуем разобраться с источниками объективной опасности.

Как мы только что договорились, таким источникам относятся явления природного характера, потенциально могущие принести нам неприятности.

Итак источники объективной опасности – это:

  1. Лавины
  2. Камнепады
  3. Дожди
  4. Снега

Этим перечнем исчерпываются природные явления, способные осложнить нам жизнь. Вот давайте и разберем их по порядку. Лавины

Грозное и мощное природное явление. Каждый, кто наблюдал это вживую, никогда не забудет ощущение трепета и страха, который вызывает летящая вниз масса снега. Это очень красиво наблюдать со стороны, а для того, чтобы не оказаться внутри этой массы без всяких шансов уцелеть, необходимо знать о ней несколько вещей.

Лавины делятся на три основные категории:

  1. Лавины из свежего сухого снега.
  2. Лавины из мокрого снега.
  3. Лавины из снежных досок.

Лавина из свежего снега легка, как пух, образуется после обильных и продолжительных снегопадов, практически не имеет сцепления с поверхностью, на которую она прилегла, и после того, как количество снега превысит критическую массу, срывается по лавинному кулуару вниз. Это происходит либо во время снегопада, либо сразу после него. И пусть вас не обманывает то, что эта лавина легка, как пух. Она легка до того, как начала движение вниз. А после того, как вся эта масса двинулась, она приобретает такую кинетическую энергию, что способна снести все, что стоит на ее пути - деревья, машины, кусты, не говоря уже о людях. Причем, критическую массу снега просчитать практически невозможно, поскольку она впрямую зависит от угла наклона и рельефа лавинного кулуара.

Но это не самая главная прелесть лавины. Прелесть начинается в тот момент, когда лавина начинает останавливаться. Именно эти секунды для человека, попавшего в такую лавину, и являются роковыми. Когда голова лавины доходит до места, в которое она упирается, как правило, это дно кулуара, вся остальная масса снега продолжает движение вниз до упора, пока не остановится, уплотнившись настолько, насколько позволяет инерция его движения. И чем выше была скорость движения лавины, тем плотнее будет конус лавинного выноса. Это означает, что человека, попавшего в это месиво, запрессует в снег, как втулку в подшипник, с той только разницей, что человека зажмет в неизвестной точке лавины, на неизвестной глубине и в неизвестном положении в пространстве. Правда, скоро его это перестанет беспокоить, поскольку через две-три минуты произойдет смерть от асфиксии. Проще говоря, он задохнется, потому что дышать в слое снега, спрессованном, как бетон, невозможно. Я не преувеличиваю нисколько. По лавинному конусу можно свободно ходить, можно рубить его топором, долбить ломом. Что и делают спасатели, когда необходимо извлечь тела.

Лавина из мокрого снега отличается тем, что сходит не сразу. После прошедшего снегопада снег в лавинном кулуаре постепенно прогревается под солнцем, тяжелеет, набирает воды и веса, соответственно, набирает критическую массу, недополученную во время снегопада. Такая лавина притаилась до времени и ждет своего часа. Час может прийти с легким подземным толчком, или с упавшим камнем, или с человеческим криком, или выстрелом. Да мало ли что может вызвать ее движение! И она оторвется от своего ложа и пойдет вниз. Причем пойдет сразу с огромной скоростью, вызванной очень большим удельным весом вкупе с очень малым коэффициентом сцепления с поверхностью. Вот такая лавина действительно может снести на своем пути все. Абсолютно все. А когда остановится, то пробить ее конус вручную невозможно. Снег сразу же превращается в камень. Надо ли говорить, что человек внутри ее массы — явление совершенно инородное? Думаю — нет.

И последний тип лавины, возможно, самый коварный, на мой взгляд, – лавина из снежных досок. Представьте ситуацию, когда снег на лавинный склон выпадает понемногу, небольшими и, вроде бы неопасными слоями. Сегодня десяток сантиметров, послезавтра еще пять сантиметров, через неделю еще десять. А дни снегопадов между тем чередуются с днями оттепелей, во время которых свежевыпавшие слои снега уплотняются и кристаллизуются, осаживаясь один под другим, образуя между собой пустоты, скрытые настом. Причем наст этот до поры, до времени прочен и тверд, как асфальт. И выдает его только глухой звук пустоты, о котором я уже упоминал в предыдущей лекции.

Однако, этой идиллии однажды приходит конец. Напряжение в слое наста, как водится, возрастает до критического, после чего происходит его обрушение. И все, процесс пошел. Большие и маленькие глыбы разрушенного наста превращаются в беспорядочно летящие вниз куски снежных досок. Все доски очень плотные, имеют острую кристаллическую режущую кромку, обладают весьма солидным весом каждой доски в отдельности и гигантским запасом кинетической энергии. Взрыв крупнокалиберного осколочного снаряда — вот что такое сход лавины из снежных досок. Вот только от осколков снаряда укрыться можно, а от летящих отовсюду, в разных направлениях, кусков крепкого кристаллизованного снега укрыться просто негде.

В результате человек, попавший в такую лавину, попадает в мясорубку, из которой нет выхода. Удар снежной доски в таких условиях мало чем отличается от удара камнем, только вот ударов этих в одну единицу времени приходится очень и очень много.

Вот и все о природе лавин. Все просто, не правда ли? Теперь попробуем понять, как избежать попадания в лавину, поскольку, попав в нее, шансов выбраться очень мало. Говорю это предельно дипломатично, поскольку, возможно, бывали случаи благополучного избавления, слухи, и сказки про эти избавления ходят тут и там, но я, к сожалению, ни одного такого случая не знаю и сам, лично, никогда не видел. А видел я, к сожалению опять же, только случаи обратные. Потому и не верю сказкам. И призываю не верить в них вас.

Как правило, склон является лавиноопасным при следующих условиях:

  • Крутизна склона от 30º и выше.
  • Склон ориентирован на север.
  • На склоне нет элементов поперечного рельефа (гладкий склон).
  • На склоне нет элементов крупной растительности, деревьев, кустарников (лысый склон).

Совокупность этих признаков должна насторожить вас сразу, можете не сомневаться — склон лавиноопасен. Но я не просто так оговорился «как правило». Потому что случаются исключения. Например, при обильном снегопаде на высоте более 2 км лавиноопасны все крутые склоны. Кроме того, отмечены случаи схода лавин по заросшим лесом склонам и кулуарам с крутизной 12–15º, то есть там, где лавины не могут сходить «по определению». Ан нет, сходят. По счастью, редко. Как пример — за перевалом Ким-Асар, в зоне густого леса, в кулуаре ручья находится громадное количество снесенных под корень стволов столетних елей. Это не результат хищнической рубки, это работа лавины, сошедшей здесь 15 лет назад. Результаты ее работы видны до сих пор. Много лет многочисленные туристы используют этот сушняк на костры, однако так и не смогли его сжечь.

Лавины при сходе со склонов скапливаются в кулуарах многометровым слоем. Затем этот снег еще больше уплотняется и превращается в фирн. Если же фирн не стаивает в течение летнего сезона, он превращается в лед.

Так возникают ледники.

Но если мощность лавины очень велика, то вся снеговая масса летит по кулуару вниз до ложа ледника или ложа долины. При этом крутизна кулуара уже не имеет значения. Как пример — лавины, слетающие со склонов пика Абая, вовсе даже не задерживаются в кулуаре под названием Чертово ущелье, а свистят далее в Мало-Алма-Атинское ущелье, с завидной регулярностью перекрывая дорогу между Чимбулаком и Воротами Туюк-Су. Недаром ущелье зовется Чертовым.

Итак, подытожим.

Если вы, двигаясь по маршруту, видите крутой, лысый и гладкий северный склон, покрытый снегом, то вы знаете, что он потенциально лавиноопасен.

Опасен ли он именно в момент вашего прохождения по нему, зависит только от погодных условий, предшествовавших вашему маршруту. Если идет снег, или он прошел только что, значит - склон опасен и кинетически. Если его потревожить, лавина рухнет почти наверняка.

Как же быть в этой ситуации? Не торопиться! Не ломить! Если можно лавинный участок обойти, не затронув его, так и надо сделать. Достигается это либо подъемом на гребень выше лавиноопасного участка, либо отклонением нитки маршрута к другому борту ущелья. Не стесняйтесь петлять, как зайцы. «Лучше побыть пять минут трусом, чем всю жизнь покойником». Если нельзя отклониться и обойти — вернитесь назад, уйдите из-под удара, поставьте базу на скальном возвышении, ждите погоды.

Если все же судьба распорядилась так, что нельзя избежать движения по склону, тогда необходимо выполнить следующие условия:

  • Наметить маршрут подъема по краю склона.
  • Выпустить лавинные шнуры
  • Двигаться строго вверх по краю склона.
  • Двигаться поодиночке, без всякой страховки на максимально возможном расстоянии друг от друга.

Теперь о том, чего делать нельзя ни при каких условиях:

  1. Категорически запрещается подъем по центру склона, как бы это ни казалось заманчиво.
  2. Категорически запрещается траверс склона.
  3. Категорически запрещается движение по склону «по горизонтали» на любом уровне, внизу ли, вверху ли, в середине ли. Это называется «подрезать склон».
  4. Категорически запрещается движение «вразброд».

Мы поговорили о том, что возможно сделать в экстремальной ситуации.

Теперь вернемся к ситуации, так сказать, штатной, когда вам нужно просто преодолеть лавиноопасный участок, на котором не валит снег и не происходит никаких экстремальных безобразий.

В этом случае вы выбираете два варианта маршрута:

  1. Гребневой, то есть обходите лавину сверху. Здесь не возникает никаких проблем, и вы движетесь также, как если бы никакой угрозы лавины и не было. Просто вы чуть изменяете нитку маршрута и все.

  2. Долинный, то есть проходите лавину снизу, не задевая ее подножие, по долине. В этом случае вы должны пройти этот участок ранним утром, в период с 5 до 10 часов. Если лавина не сошла перед этим до полуночи, очень мало шансов, что она пойдет до 10 часов утра следующего дня, поскольку замерзли дневные водотоки и схватился наст. Лавина замерла. Тут то и ее надо проходить.

    Спокойно, по одному, на максимально возможном расстоянии друг от друга и без всякой страховки. Страховка в данном случае не только не нужна, но и опасна. И подножие лавины задевать нельзя, потому что вся снежная масса покоится на этом подножии. Разбив ногами корочку наста, можно спровоцировать сход лавины. Повторяю, это и называется «подрезать склон».

В общем, все просто. И безопасно, при условии, если группа сама себе не создала проблемы.

С лавинами мы, пожалуй, разобрались. А потому перейдем к следующему виду объективной опасности, осложняющей нашу жизнь.
наверх

КАМНЕПАДЫ

Как и лавины, грозное и чарующее своей мощью природное явление. Когда видишь и слышишь, особенно слышишь его, потому что камнепад, в отличие от лавины, видишь не сразу, ты стоишь молча перед этой картиной, как кролик перед удавом, пораженный его мощью. Грохот падающих камней, сравнимый с громом пушек главного корабельного калибра, разносится на расстояние до десятка километров, и только проследив источник звука, можно увидеть стремительно летящие каменные точки в облаке каменной пыли. При обильном камнепаде и попутном ветре можно почувствовать запах серы, образовавшейся от соударения множества камней стремительно летящей вниз каменной массы.

Понятно, что все живое в этом месиве обречено.

Но, как ни страшно это звучит сначала, проблема камнепадов не так велика, как может показаться, по нескольким причинам:

  1. Зоны действия камнепадов локальны и строго ограничены в пространстве рельефа. Камни всегда летят по камнепадному кулуару. Вероятность попадания под камнепад, скажем, на гребне, равна нулю, хотя какой либо залетный камень, случайно получив необходимую скорость и нужную траекторию, как и случайная пуля, перелететь через гребень может.

  2. Камнепадоопасные участки всегда выдают себя осыпями под ними, которые видны издалека.

  3. Зоны камнепадов всегда можно обойти, либо пересечь в камнепадобезопасное время.

Что же такое время, безопасное от камнепадов? Это периоды от 1 ночи до 8 утра и от 12 часов дня до 10 часов вечера. Почему именно в это время? Для того, чтобы это понять, рассмотрим природу явления. Как и всегда, это извечная борьба воды и холода и связанных с ними физических явлений.

Итак, вода, как ей и полагается, имеет свойство замерзать, а при замерзании расширяться, круша породу и выталкивая с насиженных мест отдельные глыбы камней. В нашем случае вода днем, или при осадках, попадает в щели между камнями, а ночью замерзает, расширяясь и расталкивая глыбы. Пока она не начала таять под воздействием солнца, камни стоят, вмерзшие в лед.

Как только солнце согрело камни, лед между ними растаял, глыба осталась без опоры и, если ее свободный край перевесил, полетела вниз, увлекая за собой попутно другие камни. Это явление в горах происходит каждый день из года в год и из века в век. Отсюда и определяется время, относительно безопасное от камнепадов. В промежуток времени от 10 вечера до 1 ночи мороз крепчает, и образующийся лед двигает еще не закрепленные камни, соответственно, они могут посыпаться. И сыплются. А с 8 часов утра до 12 дня солнце отогревает глыбы, освобождая потерявшие равновесие, и они тоже летят вниз. Все очень просто и легко объяснимо.

Существуют места, где камнепады происходят с завидной регулярностью, и по ним с известной точностью, до нескольких минут, можно сверять часы. Впрочем, как и ледопады. Ледопад ледника Гандо (прости Господи за название) обрушивается на ледник Фортанбек абсолютно четко каждый вечер около десяти часов. Так было и так, вероятно, будет всегда.

Однако есть еще один нюанс. При выпадении на камнепадный участок дождя резко уменьшается коэффициент сцепления уже упавших камней на осыпях. И осыпь, само по себе образование весьма неустойчивое, может посыпаться вниз. Неосторожно двинув на осыпи один камень, легко можно спровоцировать вторичный камнепад. Потому передвижение по осыпи в дождь запрещено категорически.

Исходя из вышесказанного, определимся с выводами:

  1. Стараться избегать движения по камнепадным зонам. Почти всегда это возможно.

  2. Движение по камнепадной зоне выполнять в период с 1 до 8 и с 12 до 22 часов.

  3. Двигаться по камнепадной зоне в плотной группе, сокращая тем самым сектор поражения.

  4. При камнепаде, даже если вы находитесь на гребне, выполнить команду «ложись», причем выполнить ее так, чтобы между вами и зоной поражения была защита либо в виде большой глыбы, либо коренной скалы, либо перегиба гребня. Это называется «упасть в мертвую зону».

  5. Камнепадные кулуары нужно проходить по их гребням. Запрещено двигаться по дну кулуара в любое время и в любом случае, потому что любой сорвавшийся сверху камень — ваш.

Вот и все. И никаких проблем, поскольку, камнепад – он, я бы сказал, джентльмен. Он всегда предупреждает о своем присутствии и не ведет «боевых действий», что называется, «без объявления войны».
наверх

ДОЖДИ

Это следующая тема нашего обсуждения, которая, казалось бы, всем нам знакома не понаслышке. Мы очень хорошо знаем это природное явление и сталкиваемся с ним сплошь и рядом, часто даже не замечая его, иногда слегка досадуем из-за промокших туфель, иногда, напротив, закатываем глаза к небу, мечтательно шепча: «Эх, дождичка бы».

Однако, чудака, мечтательно призывающего дождь на маршруте, в своей практике я не встречал ни разу, поскольку любой дождь в полевых условиях, неважно - в базе ли, в движении ли, - существенно осложняет жизнь группы.

Все дожди условно можно разделить на три группы:

  1. Слепые летние дожди.
  2. Грозы.
  3. Обложные дожди.

Слепой дождь — это наименьшая неприятность, с которой приходится сталкиваться на маршруте. Он похож на мимолетный и беззаботный смех юной девушки. Налетел ниоткуда, коротко просыпался, оставил капли на траве и улетел в никуда. И идет только летом.

Иное дело – гроза. Грозы характеризуются очень большим количеством выпадения осадков в относительно короткий период времени. Грозы редко идут больше получаса, но за эти полчаса выплескивают такое количество воды, что незащищенный человек оказывается промокшим до нитки вместе со всем грузом, который он несет на себе, так что повеявший после нее свежий бодрящий ветерок, служащий, кстати сказать, сигналом об окончании грозы, продирает страдальца до самых костей. Какое тут продолжение движения, тут сушиться надо!

Однако при правильном подходе к вопросу этих неприятностей можно избежать. Грозы не налетают внезапно. О ее приближении можно узнать по порывистому ветру с разных сторон, по гулу и рокоту дальних громовых раскатов, по угрожающе быстро темнеющему небу. У вас есть всегда, как минимум, час, чтобы подготовиться к этому сюрпризу.

Если вы находитесь в долине, то особых бед вам гроза не принесет. Выбираете возвышенное место по маршруту следования, чтобы стекающие потоки не подмочили вас и ваш груз снизу, стаскиваете с округи камни, которые послужат вам сиденьем, укладываете на камень рюкзак, на рюкзак садитесь сами и разворачиваете штормовую полиэтиленовую накидку, которая, конечно же, есть у вас в вашем штормовом комплекте. Это может быть индивидуальная накидка, тогда вы накрываетесь ею с головы до пят и молча сидите, чувствуя, как потоки воды лупят по вашей голове и плечам, слушая, как грохочет гром, и наблюдая, как молнии хлещут по гребням гор. Но это может быть и групповая накидка, тогда вы группируетесь в кружок лицом друг к другу и травите анекдоты, периодически вздрагивая от наиболее могучих ударов грома. Уютно, не правда ли? Гроза — это прелесть, что такое. Но это — когда вы в долине.

Совсем другое дело, когда гроза застигает вас на гребне, особенно на высокогорном гребне, особенно под вершиной. Здесь, дополнительно ко всем природным явлениям, предшествующим подготовке к грозе, вы можете увидеть, как поднимаются дыбом в буквальном смысле и начинают искрить человеческие волосы, а также можете услышать, как «поет» металл вашего снаряжения. В этом случае, как говорится, «вечер перестает быть томным», и нужно всерьез думать о собственной безопасности и о безопасности вашей группы. Дело в том, что грозы характеризуются мощными электрическими зарядами, которые посредством молний активно разряжаются на землю. Сила этих зарядов так велика, что попадание молнии в человека почти гарантированно приводит к летальному исходу либо немедленно, либо через короткое время после него. Случаи счастливого избавления существуют и они описаны в литературе, но, даже если пострадавший остался жив, то он все равно тяжело травмирован и самостоятельно передвигаться не может. Но не будем о грустном.

Остановимся на том, что необходимо сделать, если попали в грозу в предлагаемых обстоятельствах. Необходимо четко осознавать, что молнии бьют по возвышенностям, а это означает, что на вершинах и гребнях встречать грозу нельзя. Это означает, что при первых признаках надвигающегося катаклизма нужно уйти под вершину или под гребень не менее, чем на 50 м по вертикали. Далее необходимо грамотно выбрать место для отсидки, которое должно находиться вне камнепадных и лавинных кулуаров, быть более-менее ровным и не заливаться водой. Но это еще не все. Молнии имеют привычку бить в материал, имеющий наибольшую электропроводность, и связка карабинов у вас на поясе или ледоруб в руках — великолепная цель для нее. Это означает, что весь металл снаряжения, находящегося в группе, должен быть выделен и отнесен от места отсидки на расстояние не менее 50 м, а если вы находитесь на скальной или ледовой стенке, то спущен вниз на веревке на всю ее длину. Не беспокойтесь, железо не промокнет, а в случае, если молния шарахнет в вашу сторону, то, скорее всего, она врежет именно туда, и вы отделаетесь легким испугом, и оплавленным металлом испорченного снаряжения.

После такой предварительной подготовки к шторму можно накрываться полиэтиленом и ждать окончания грозы, с той только разницей, что из за грохота близких разрядов, потравить анекдоты вряд ли удастся. Да и страшненько, надо признать. Но если вы сделали все правильно, то после окончания грозы вы полной грудью вдохнете оставленный ею озон и продолжите прерванное движение. В том случае, если гроза не сменится обложным дождем. Как правило, этого не происходит, но мне приходилось пару-тройку раз продолжать штормовать после грозы.

Есть еще одна интересная особенность грозовых дождей. Случается, что насыщенное грозовое облако попадает в зону аномально низкой температуры. Тогда весь конденсат в нем мгновенно смерзается, набирает объемный вес и, что называется, «выпадает в осадок». Тогда на землю идет град. Это ледяные шарики, размером редко больше размеров картечи. Они обладают небольшой массой и при попадании в человека вреда не приносят. Отмечены случаи выпадения крупного града, способного покалечить, однако, в моей практике такого не было ни разу. Но все же, на всякий случай, следует прикрыть любыми подручными средствами голову и плечи. А вдруг где-то летит глыба размером с куриное яйцо. Тогда шишка обеспечена.

Обложной дождь — это явление, конечно, совершенно особое и требует особого подхода к способам его пережить. Прежде всего — продолжительность. В моей практике был дождь, который начался в понедельник и закончился тоже в понедельник, почти час в час, но только это был понедельник следующей недели. Такой дождь может весьма существенно повлиять на условия прохождения маршрута, может даже стать причиной его срыва. Он тяжело переносится физически и психологически, что называется, «выматывает силы и душу». При таком дожде существенно понижается температура воздуха и резко повышается его влажность, что, в свою очередь, приводит к ощущению постоянного озноба. Постепенно отсыревают все вещи, даже хорошо закрытые, и требуется их периодическая просушка. В общем, обложной дождь — это серьезное испытание работоспособности группы. Поэтому остановимся на этом поподробнее.

Признаки обложного дождя появляются очень рано, за два-три дня до его начала, невинными перистыми облачками на безупречно синем небе. На другой день на смену перистым облачкам приходят кучевые, которые, постепенно прижимаясь к земле, закрывают весь горизонт, начиная от «гнилого угла». Затем поднимается температура воздуха, нехарактерная для данного времени суток. Если вечер вы проводили при низком пасмурном небе в тепле и полном безветрии, значит, утро вы встретите под мелким и тихо сеющим дождем, который, вероятно, начался перед рассветом и, возможно, закончится перед закатом. Но, возможно, и не закончится. Как правило, обложные дожди начинаются перед утром, перед утром и заканчиваются. Только не один синоптик не скажет точно, когда наступит это утро. С этим ничего нельзя сделать, к этому просто нужно успеть подготовиться и это просто надо пережить.

База готовится к дождю по-штормовому, несмотря на то, что за все время дождя не будет ни одного порыва ветра, окапываются палатки, натягиваются тенты, укрепляется кострище, подносятся впрок и укрываются дрова, запаковывается неупотребляемая «мягкая рухлядь», подносятся камни, которые будут использоваться в качестве «сушилок» в палатках. А потом спокойно штормуют. И продолжают работать, потому что ждать окончания дождя бессмысленно, а работать, опираясь на подготовленную к шторму базу, вполне возможно. И даже иногда комфортно.

Если же необходимо продолжать движение под обложным дождем, то это тоже вполне возможно. Но для этого крайне важно переобуться в резиновые сапоги, потому что никакая другая обувь не сохранит ноги сухими, и выполнять движение либо под глухими штормовыми накидками, либо, если дождь периодически ослабевает, способом движения «в просветах», когда группа движется в периоды прекращения дождя и садится под штормовые накидки при его начале. Это вполне эффективный способ передвижения в предложенных обстоятельствах. Только не надо увлекаться и продолжать движение под дождем. Вы скоро намокнете, и весь эффект будет сведен к нулю.
наверх

СНЕГА

Теперь, обсудив, чем нам грозят дожди, попробуем определиться, чем нам грозят снега и, самое главное, как безболезненно преодолеть эти угрозы. Как мы знаем из предыдущих лекций, преодоление обширных снежных полей может стать весьма сложной задачей, потому остановимся на этом поподробнее.

Снежные поля можно условно разделить на четыре вида:

  1. Свежее снежное поле.
  2. Плотное снежное поле
  3. Наст.
  4. Фирн.

Свежее поле, как видно из самого названия, сложено сухим свежевыпавшим снегом, который никак не уплотнен и между собой не связан, а потому передвижение по нему связано лишь с относительно небольшими дополнительными физическими затратами на разбрасывание снега по ходу вашего движения. Завтра тропа, пробитая вами, схватится настом.

Конечно, если слой свежего снега достигает вашей груди, то в этом случае возникнут проблемы, однако практика показывает, что высота свежего снежного покрова не бывает выше, чем по пояс, даже в условиях Северного Урала, потому развивать этот вопрос нет смысла.

Все становится гораздо хуже в условиях плотного снежного поля, когда выпавший снег смерзся и уплотнился, образовав снежную корку, недостаточную, однако, для того, чтобы выдержать ваш вес. Пробивать эту корку ногами затруднительно и энергозатратно. И не надо. А надо взять в руки достаточно тяжелую палку и рушить смерзшуюся корку по ходу вашего движения. Это не очень легко и просто, однако гораздо легче, чем крушить ту же корку ногами. И снова тропа, пробитая вами, завтра встанет настом.

Конечно, редко, но бывает, что возникает такой случай, «который всех злее», когда под слоем снега скрывается слой тонкого наста, однако эта ситуация уже была описана в предыдущей лекции (Сумган-83), равно как и обсуждены способы ее преодоления, а потому сейчас мы останавливаться на этом не будем.

Движение по хорошему насту не идет, конечно, ни в какое сравнение с другими видами передвижения по снежному рельефу. Наст — это слой плотного снега поверх свежего, достаточно прочный, чтобы выдержать, не провалившись, вес идущего по нему человека. Образуется под влиянием ветра и солнечного нагрева с последующим замерзанием поверхности. Потому он и остается прочным только в условиях сохраняющегося мороза, или ранним утром, от 5 до 10 часов, пока солнце не разогрело его поверхность. Соответственно, и ходят по нему, пока он держит, зато передвижение по насту сравнимо с передвижением по асфальту. В отличие от наста, фирн образован от основания до верха очень плотно слежавшимся снегом, это предпоследняя стадия образования пакового ледника, соответственно, не имеет в своей структуре никаких послаблений, а значит, пригоден для передвижения по нему в любое время дня и ночи, в любое время года. Что о нем говорить, фирн есть фирн, движение по нему не ходьба, а праздник, вот только одна беда – попадается он под ноги довольно редко.

Что же касается движения под снегопадом, то о нем, как и о движении по фирну, говорить почти нечего. Снегопад любой интенсивности отличает одна важная особенность — он сух. Всегда сух. Достаточно набросить сверху ту же штормовую накидку и проблема будет решена радикально и окончательно. Конечно, в том случае, если вы ясно видите свой маршрут следования. При безветрии и тихо падающем снеге это вполне возможно. Но если снег идет в условиях усиливающегося ветра, то возникает уже совершенно другая ситуация под названием «метель», а значит мы подошли к выяснению природы очередной объективной опасности под названием — штормовые ветра.
наверх
Часть II

Категория: НТП| Добавил: Bepa| Автор: А.Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 1444 | Загрузок: 26  
«Каспеко» © 2007 - 2024