Библиотека >>> НТП  

Лекция №5
Скачать(69.0 Kb)
Спелеошкола Феникс
Курс НТП
Преподаватель: А. Шакалов
Тема: Приспособления для перемещения грузов.

Товарищи курсанты.

Я совершенно осознанно выделил из всего объема личного снаряжения общего назначения одну позицию, поскольку она действительно является особой во всех смыслах. Подбор приспособления для перемещения экспедиционных грузов, чем и является рюкзак в различных его модификациях, – тема весьма серьезная и от того, как вы к этому отнеслись, впрямую зависит, что вы сможете на себе унести и на какое расстояние вы это унесете. Соответственно, будете ли вы полноценным участником маршрута или его балластом.

Одно дело, когда вы совершаете однодневную прогулку, что называется, «по кустам боевой славы», совсем другое дело, когда вы совершаете многодневное туристское путешествие или восхождение. И уже совершенно особое дело, когда вы проводите серьезную спелеоэкспедицию. Особенно зимой. Особенно длительную. Особенно в удаленном районе. Особенно в глубокую дыру.

Особенностей в спелеопутешествиях всегда предостаточно, лишь одна константа в них присутствует неизменно – предельно высокий вес и нестандартный объем переносимого груза. Сравнить спелеолога на подходах к серьезному маршруту с лошадью – значит оскорбить лошадь.

А потому на рюкзаках, станках и модульных мешках мы с вами остановимся особо.

Все рюкзаки делятся на две основные группы:

  1. Анатомический
  2. Станковый.

Анатомический рюкзак, как ясно следует из названия, - это довольно сложное произведение портняжного искусства, который шьется так, чтобы, будучи заполнен полностью и уложен правильно, повторял форму человеческой спины. Анатомические рюкзаки всегда мягкие, выполняются из жестких и плотных водоотталкивающих синтетических тканей и, кроме основного объема для загрузки, имеют обширный верхний клапан и немыслимое количество боковых и задних карманов, а также пристяжных ремешков для навески на него негабаритных грузов. Анатомический рюкзак снабжен широкими и жесткими регулирующимися плечевыми лямками, лобным и поясным ремнем, с помощью которых распределяется нагрузка с плеч на пояс и шею.

Таким требованиям должен отвечать так называемый «экспедиционный» рюкзак, предназначенный для переноски груза на большие расстояния. В хорошем экспедиционном рюкзаке можно без особого напряжения тащить груз до 40 кг в течение всего рабочего дня. Но экспедиционный рюкзак слишком объемен для применения его на коротких тренировочных походах или при штурмовых выходах.

Для этого используют штурмовой рюкзак. Он гораздо меньшего объема, как правило - без верхнего клапана, с парой-тройкой карманов и ремней для пристежки негабаритов, имеет только жесткие плечевые лямки, чтобы от него можно было легко освободиться при необходимости. Соответственно, комфортно в нем переносить только до 20 кг груза. Вполне достаточно для короткого штурма вершины, или одно – двухдневного похода. Да и вообще, современный штурмовой рюкзак по виду больше напоминает мягкий ранец, каковым по сути своей и является.

В магазинах есть очень большой выбор рюкзаков на все случаи стандартной туристской и альпинистской жизни. Согласен с тем, что хороший рюкзак стоит недешево, однако должен повторить, что и построить его, так же, как и построить фрак, в полукустарных условиях невозможно. Это произведение портняжно–инженерно–анатомического искусства. Даже не пытайтесь это сделать.

Но, при всех достоинствах, все мягкие рюкзаки обладают одним очень серьезным недостатком. Необходимо правильно его укладывать, чтобы не испытывать неудобств при движении, выкладывая наиболее тяжелые вещи вниз, затем прокладывая мягкую рухлядь под спину и лишь после этого заполнять весь объем, набивая рюкзак. Полузагруженный мягкий рюкзак, если это экспедиционный рюкзак, штука не очень удобная, вещи в нем болтаются, как одинокая котлета в желудке бродячей собаки, и все время норовят вылезти под спину то карабины, то котлы, то еще какая-нибудь железка.

Эта проблема частично решается при использовании в качестве экспедиционного, стандартного станкового рюкзака, в котором спина отделена от груза станиной. В станковый рюкзак можно загружать вещи, не очень заботясь о том, как они разлягутся в отделениях мешка в процессе движения. Необходимо только все железо укладывать в нижнее отделение, чтобы максимально опустить центр тяжести, а мягкие и объемные вещи располагать в верхней части рюкзака. Если сделать наоборот, то при движении ваша походка будет напоминать походку пьяного сантехника в день получения зарплаты из-за того, что вес, сосредоточенный возле головы, а не возле поясницы, будет раскачивать вас с возрастающей амплитудой.

Общее правило: чем тяжелее вещь, тем ниже в рюкзаке она должна располагаться. Это касается любого рюкзака, экспедиционного ли, штурмового ли, станкового ли.

Опять же, промышленность выпускает достаточно большой выбор станковых экспедиционных рюкзаков для проведения самых разных походов, путешествий и экспедиций по самым разным видам туризма. Именно экспедиционных рюкзаков, потому что штурмовых станков не бывает. И именно по самым разным видам туризма. Кроме спелеотуризма. А вот тут мы и подобрались к самому интересному.

Станковый рюкзак для спелеоэкспедиций отличается от всех прочих видов рюкзаков так же, как небо отличается от земли, потому что он должен отвечать таким запредельным требованиям к своей конструкции, что до сих пор нигде и никто не наладил его выпуск в промышленных масштабах. Потому что такой рюкзак нужен только спелеологам и больше никому другому. Потому что этот рюкзак, по большому счету, ничем не похож на рюкзак. Это просто станина, предназначенная для переноски модульных мешков и негабаритных грузов любой конфигурации общим весом до шестидесяти килограммов.

Случалось таскать на станине и груз до восьмидесяти килограммов, ходят легенды о спелеологах, бравших на спину и по центнеру, однако я такого ни разу не видел, а потому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, но «четыре пуда на хребет» приходилось брать самому и неоднократно. Не скажу, что это легко и приятно, отнюдь. После часа движения на подъем под чувалом в шестьдесят килограммов человеку кажется, что он прямо сейчас под ним и ляжет, через два часа остается только борьба с весом и расстоянием, а через три часа притупляются все чувства, и вместо человека остается только механизм, тупо перемещающий груз из точки А в точку Б.

Но, как было сказано выше, любая серьезная спелеоэкспедиция - это, прежде всего, упражнения по переноске тяжестей, в которой у обычного рюкзака нет шансов.

Это под силу только спелеостанку.

Почему именно спелеостанку? Чтобы это понять, мы должны будем слегка отвлечься от основной темы и затронуть технику преодоления подземных полостей. Тоже слегка, потому что это тема не отдельной лекции, это тема целого раздела в курсе СТП. Мы же с вами пока преодолеваем курс начальной туристской подготовки и «высший пилотаж» нас пока не очень беспокоит.

Так вот, спелеологи не работают под землей, имея за плечами рюкзак, хотя бы потому, что работать с рюкзаком в узостях просто невозможно физически. А волочет спелеолог за собой закрепленный на поясе транспортный мешок с поэтическим названием «модуль», тихо ругаясь матом, когда модуль застревает в узостях.

Транспортный мешок – это узкий гладкий матерчатый цилиндр, около 30 см в диаметре и около 1 м в длину, имеющий кулисную затяжку у горловины, коушную петлю под карабин и лямку под плечо. В случае если в мешке находятся личные вещи спелеолога или элементы снаряжения, которые используются по ходу движения, то это просто транспортный мешок, в просторечии именуемый «транс».

В случае же, если транспортный мешок, скомплектованный, запакованный и пронумерованный на поверхности до начала маршрута, предназначен для заброски его самого со всем нетронутым содержимым в определенную точку пещеры, то это уже «модуль». Что такое модуль, какими бывают его конструкции, как и для чего он комплектуется, почему доставляется именно в определенную точку, строго соответствующую его маркировке, – это отдельный и особый вопрос, который мы будем рассматривать в теме «техника преодоления полостей». Сейчас же нам с вами важно понять, что под землей возможна работа только с этими приспособлениями для переноски грузов и ни с какими другими.

Транспортные мешки и модули заполняются грузом до десяти килограммов, потому что под землей гораздо лучше иметь два транса весом в десять килограммов, чем один весом в двадцать.

Вот теперь возвращаемся к теме лекции.

Весь груз серьезной спелеоэкспедиции представляет собой некоторое количество унифицированных транспортных мешков, общий вес которых иногда достигает полутора-двух тонн, а, соответственно, количество трансов варьируется от ста до двухсот штук. Число же участников экспедиции редко бывает больше десяти – двенадцати человек.

Поэтому, при выполнении пешей заброски к пещере или спелеорайону, груз переносят постепенно, каждый раз возвращаясь к началу маршрута, после того как перенесли из точки А в точку Б часть груза. Такой способ заброски называется «челночным». И поэтому сравнение спелеолога на подходах к району работы с лошадью – оскорбительно для лошади. Для спелеологов, занимающихся переноской модулей в базу и далее по назначению, существует другая кличка, соответствующая их профилю работы, – «модульеро»

На полку станка укладывается и привязывается от четырех до шести транспортных мешков, что соответствует весу в 40-60 кг, после чего модульеро начинает движение к месту разгрузки. И все повторяется заново до тех пор, пока весь груз не прибудет в базу. Все очень просто и все очень тяжело.

Кроме того, вместо модулей, на станок может быть погружен другой, нестандартный и негабаритный груз, например, печка или электрогенератор, или топливные канистры, да мало ли что. Поэтому станковый рюкзак спелеолога так мало похож на все прочие станковые рюкзаки. Ни один стандартный станок не выдержит такой вес, а если выдержит станок, то сломается спина бедного модульеро.

Спелеологический станковый рюкзак представляет собой каркас из 10-12-миллиметровой дюралюминиевой трубки с нижней полкой и двумя поперечными связывающими стяжками из той же трубки. Ширина станка 40-50 см, высота 100-120 см, глубина полки – 30 см. Поперечные стяжки служат для закрепления плечевых ремней, которые в этом случае, в отличие от мягких рюкзаков, очень жесткие, широкие и сугубо индивидуальные. Кроме того, от верхней, плечевой стяжки выносится регулируемая шлея головного ремня, имеющая очень важное значение при переноске больших тяжестей. И если верхняя поперечная стяжка крепится в районе плечевого пояса прямо на станине, то нижняя относится по полке на 10 см назад - для того, чтобы перед ней разместить очень жесткий и одновременно гибкий пластиковый корсет, защищающий поясничный отдел позвоночника. Корсет должен быть максимально широким. К нижней стяжке приходят плечевые ремни, и от нее же выносится ремень поясной, который тоже должен регулироваться. К краю полки прикрепляются вязочные шкерты, которыми к станине притягиваются транспортные мешки.

Вот так выглядит обычный спелеостанок.

Однако в нашей практике случилось так, что за неимением дюрали и отсутствием аргонной сварки, мы сделали однажды станки из шестимиллиметровой стальной трубки. И эта конструкция оказалась настолько удачной, что прослужила нам верой и правдой около десяти лет. По весу стальной станок был одинаков с дюралевым, но обладал одним серьезным преимуществом. Стальная станина была гораздо крепче дюралевой и прощала деформацию. То есть он не ломался в принципе. Гнулся – да, но не ломался. Любая деформация дюрали – это смерть станка. Стальные же трубки как гнулись, так и выправлялись, потому и служили эти станки очень долго, честь им и хвала.

Есть конструкции станков, в которых предусмотрены колесики под полкой. Обладатели таких станков говорят, что это очень удобно. Возможно, что это и так. Но что- то я не замечал особого преимущества перед «бесколесными» конструкциями. На маршруте колеса бесполезны, в местах крепления колес нарушается жесткость конструкции, таскать за собой станки даже по асфальту непросто. Так что лепить на станок колеса только для того, чтобы таскать его за собой на вокзалах и тротуарах, по большому счету, бессмысленно. Все-таки это не чемодан и не хозяйственная сумка.

И в заключение темы необходимо сказать об очередном исключении из правил, касающемся тактики передвижения по маршруту.

В предыдущих лекциях я говорил, что группа должна быть плотно сбитой, двигаться равномерно и спокойно, то есть неукоснительно выполнять «правило многоножки». Все это так и это должно соблюдаться свято, когда группа движется по маршруту поступательно.

При выполнении же челночной заброски движение становится возвратно-поступательным на одном и том же, сравнительно коротком, участке маршрута. И тогда в силу вступает «правило карусели». Каждый модульеро, хорошо зная участок маршрута, волен сам для себя выбирать режим, ритм и темп движения. Практика показывает, что модульеро в таком режиме работать гораздо легче, поскольку он движется в своем темпе, группе обеспечения проще обрабатывать грузы, поскольку они прибывают непрерывно, но малыми объемами, а также легче обрабатывать самих модульеро (кормить, поить, обеспечивать отдых), поскольку они прибывают последовательно, хотя и непрерывно. При организации такого конвейера достигается присутствие людей на всех участках маршрута, возможна параллельная подготовка следующего этапа экспедиции и груз нигде не остается бесхозным, что иногда очень немаловажно. За заброшенным грузом нужно присматривать не столько из-за возможного присутствия людей, сколько из-за любопытства зверей - будь то диких, будь то домашних.

Карусельная организация забросок, безусловно, значительно эффективнее забросок групповых, но требует от руководителя и от участников ответственного отношения к этому процессу. Каждый модульеро, находясь в «карусели», должен знать свое место в ней и анализировать порядок движения встреченных по пути следования коллег. Руководители должны непрерывно отслеживать цепочку карусели в точках погрузки и разгрузки, чтобы не потерять модульеро на переходе.

На самом деле, движение в одиночку в карусели является лишь иллюзией. Впереди вас, сзади вас, навстречу вам движутся ваши же собратья и без помощи, если в ней возникнет необходимость, вы не останетесь, но, двигаясь так, вы получаете редкую возможность быть «самим собой в самом себе», одновременно выполняя поставленную задачу в режиме, который выбрали для себя именно вы, а не лидер группы.

Однако повторяю, это исключение из правил, которое возможно только при проведении челночной заброски и только при наличии серьезного практического опыта участников. Во всех других случаях движение в одиночку, мягко говоря, не поощряется.

И последнее, о чем я хотел бы сказать в объеме этой лекции.

Индивидуальные плащ-накидки. На первый взгляд кажется, что накидки предназначены для того, чтобы защищать от осадков именно вас. Это тоже очередное заблуждение. Плащ-накидка предназначена для защиты от дождя в первую очередь вашего рюкзака, а уж во вторую – вас, поскольку то, в чем вы передвигаетесь во время дождя, промокнет почти наверняка, а вот то, во что вы переоденетесь, находится в рюкзаке и при любых условиях должно быть сухим. Кроме того, если даже вы несете груз, который не боится намокания, - веревку, например, сыплющиеся сверху осадки все время увеличивают вес переносимого вами груза, иногда до 100%. Согласитесь, тащить на рюкзаке и в рюкзаке, кроме основного груза, еще и воду – занятие не самое рациональное.

Потому и накидки я напрямую связываю с вашими рюкзаками, а не вашей одеждой. Отсюда и требования к накидкам. Они должны быть легкими, тонкими, абсолютно непромокаемыми, объемными, длинными, безрукавными, чтобы надежно закрывать вас вместе с рюкзаком с головы до пят.

Простейшая накидка – это просто кусок полиэтилена, достаточный для удовлетворения этих требований.

Но существуют и накидки заводского и кустарного производства, сделанные из перкали или из других непромокаемых тканей, которые, конечно же, легче по весу, занимают мало места и удобнее при использовании. Все они имеют примерно одинаковый тип покроя и герметичную сшивку кусков ткани, мало чем отличающиеся от кроя и конструкции швов стандартной офицерской плащ-накидки. Но офицерская плащ-накидка делается из очень тяжелой и объемной ткани, а потому ее использование на маршруте нежелательно, хотя по прочим показателям эта штука очень надежна, прочна и удобна.

Может показаться странным на первый взгляд, но против дождя весьма эффективны обыкновенные зонты, и они вполне оправдывают их применение на маршруте. Разумеется, речь не идет об «фраерских» складных зонтиках, хорошо себя показывают только так называемые «монастырские» зонты, прочные и закрывающие под собой солидную площадь - достаточную, чтобы прикрыть и вас, и рюкзак. Беда только в том, что зонт все же надо нести в руках, а кроме того, зонт – это не накидка, его не спрячешь в карман рюкзака, а значит, нужно его пристегивать снаружи и все время заботиться о том, чтобы его не сломать, неосторожно сев на рюкзак. Потому зонты все же применяются редко, несмотря на то, что только зонт имеет уникальную способность использоваться как индивидуальный тент при движении под солнцем. В экспедициях в условиях Средней Азии, в частности, на Улучуре, Кугитанге, Байсунтау, Гиссаре, важна в большей степени как раз не защита от атмосферных осадков, а от безумного, бешеного солнца. Кто попадал под такое солнце – знает, о чем речь.

И на этом мы с вами исчерпали тему лекции. Благодарю за внимание. До свидания.

Категория: НТП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 1486 | Загрузок: 23  
«Каспеко» © 2007 - 2024