Библиотека >>> СТП  

Лекция №1
Скачать(19.3 Kb)
Спелеошкола «Феникс»
Курс СТП
Лекция № 1
Преподаватель: А.Шакалов.
Тема: Общие понятия о тактике и оперативном искусстве.

Товарищи курсанты.

Это первая лекция, которую вы получаете в курсе средней спелеотуристской подготовки. И сразу – тактика. Пусть даже общее понятие, но все же – тактика.

Оперативно-тактическое искусство. Как красиво звучит! И какие сверкающие дали и сияющие горизонты скрываются за этими словами, не дающими, по сути, никакой информации о том, что же это за зверь такой, невиданный и диковинный – тактика, которая, как молодая жена, совершенно не может жить одна, сама по себе, без оперативного искусства.

Я, откровенно говоря, не верю, что вы поймете многое из того, что заключает в себе предмет «тактика» и предмет «оперативное искусство», даже если вы выучите содержание лекции наизусть. Причем, как содержание этой лекции, так и многих других лекций по теории тактики. И не потому, что вы не слишком развиты, дорогие мои коллеги, отнюдь.

А потому что предмет обсуждения настолько сложен и многообразен в своих проявлениях, что в нем разобраться непросто не только вам самим и вашим соратникам, но и - открою вам страшную тайну - даже вашим преподавателям.

Другое дело, что ваши преподаватели, собаку съевшие на составлении тактических планов и неоднократно видевшие грандиозные провалы блестяще разработанных тактик, сумеют учесть гораздо больше подводных камней и невидимых сразу струй, извилин и поворотов. Они сумеют много точнее и значительно реальнее вас разработать план проведения маршрута, а потом определить методы оперативного сопровождения созданной ими тактики и, что самое главное в этом деле, сумеют настоять, а если надо будет, и насильно навязать присущие именно этой тактике методы оперативного сопровождения.

Потому что без грамотного оперативного сопровождения любая тактика – мертва. И все, абсолютно все тактические планы могут быть разрушены одним самостоятельным решением идиота, который по недомыслию, или по незнанию общей обстановки, или из желания показать себя проявил инициативу, в результате которой руководитель вынужден по ходу дела менять тактические построения, изо всех сил стараясь не менять тактических задач.

В этом и заключается искусство оперативного руководства, и оно присутствует всегда и везде, на каждом маршруте и при использовании любой тактики.

Давайте попытаемся разобраться в общих постулатах. Для чего в первый и, надеюсь, в последний раз в курсе СТП, введем понятие «стратегия».
Стратегия ставит цели, которые нужно достичь в далекой перспективе, без достижения которых последует регресс с однозначно негативными последствиями для данного направления деятельности.

Это - высший пилотаж, об который мы еще успеем обломать зубы и свернуть себе шеи в курсе СИП. Или в курсе ВТП, уж кому как повезет и кто чем захочет и сможет заниматься.

Этим высшим пилотажем владеют считанные единицы людей, обладающих серьезным теоретическим и практическим опытом, ясно видящих перспективы, в направлении которых должно развиваться дело и четко знающих цели, которые необходимо достичь, двигаясь по этим направлениям.

При этом, то есть, при стратегических разработках, совершенно не учитываются способы достижения этих целей. Для стратегии – это абсолютно неважно. Стратегия ставит цели на многие годы вперед, цели, без постановки которых и без стремления к их достижению, дело, которым вы занимаетесь, может зачахнуть, даже не развившись. Причем, любое дело. Это может быть стратегический план развития передовой технологии мусоропереработки, стратегия развития нефтяного рынка, стратегия захвата чужих территорий, или, как в нашем случае, стратегия развития спелеодвижения в Казахстане и Центральной Азии.

И вот здесь, после верного и обоснованного определения целей, назначенных к достижению, заканчивается стратегия и начинается тактика.
Тактика определяет способы достижения стратегических целей путем последовательной постановки тактических задач, а также сроков и способов выполнения этих задач.<

Стратегия слепа, тупа, глуха и бездушна, ее не интересуют проявления человеческих эмоций, она просто требует достижения поставленных целей, совершенно не интересуясь затратами, связанными с их достижением.
Тактика же, напротив, обязана учитывать все затраты, временные, людские, материальные, финансовые и прочие, связанные с решением тактических задач. Чем точнее, тоньше, грамотней, деловитей, компетентней и деликатней составлена тактика, тем лучше она учитывает проблемы, с которыми столкнутся люди в процессе решения поставленных задач. И, одновременно с этим, тем сложнее, разветвленнее и уязвимей становится сам тактический план, тем больше требуется умения и понимания от каждого конкретного человека, задействованного в исполнении отдельно взятых позиций этого плана.

Лучшей иллюстрацией механизма для решения тактических задач является муравейник. Отдельно взятый муравей даже не задумывается над тем, что именно в тот, или иной отрезок времени делает его собрат по муравейнику, потому что в его муравьиную голову в принципе не может прийти мысль о том, что его собрат способен сдуру наворотить что-то несусветное, в то время, как он сам кладет силы, умение, а если надо, то и весь живот свой, на алтарь родной муравьиной кучи. Микроскопические мураши на самом то деле есть идеальные исполнители выстроенного когда-то природой грандиозного тактического плана, преследующего лишь одну стратегическую цель – сохранение вида. Идеальные – потому что в муравьиной башке, даже на генном уровне, нет, и не может быть проблемы, так сильно портящей человеческую жизнь и человеческие взаимоотношения.

Проблема называется – «человеческий фактор». И этот трижды распроклятый фактор потенциально в состоянии похоронить любую, даже сверхгениально выполненную тактическую разработку, в которой учтены все, даже самые мелкие нюансы человеческого поведения. Потому что человек слаб. Во всех смыслах.

А потому любая тактика мертва без применения искусства оперативного управления, призванного своевременно и эффективно компенсировать огрехи человеческой немощи. Или огрехи человеческой нерасторопности. Или огрехи человеческой лени. Или огрехи человеческой глупости. Или огрехи откровенного человеческого бесстыдства.

В общем, попытаться исправить огрехи каждого, кто так, или иначе, приложил руку к исполнению тактического плана так, как он это сумел, что зачастую вовсе не означает, что это было сделано так, как нужно.
Оперативное искусство призвано осуществлять практическое выполнение реально поставленных тактических задач в реальной оперативной обстановке с реальными исполнителями в реальный и определенный отрезок времени.
И, конечно же, оперативный успех напрямую зависит от оперативного искусства того человека, который стоит во главе подразделения, выполняющего оперативно- тактическую задачу. В конечном итоге, оперативный успех зависит от каждого человека в этом подразделении, но оперативное искусство руководителя заключается в том, чтобы возможно более грамотно и эффективно использовать этого самого каждого конкретного человека.

Боже Милостивый и Милосердный, как же это непросто! Как же это всегда непросто, Господи.

Как мало порой зависит от руководителя в процессе выполнения маршрута.
И как много зависит от плохо подготовленного участника, болтающегося сорок минут посреди колодца, как дерьмо в проруби и совершенно не понимающего в итоге, а что, собственно говоря, произошло? Ведь он делал все, что мог. А то, что смог он мало и плохо – ну так ведь он же старался изо всех сил, а его взяли и не поняли. А тактика, между тем – в заднице. В его заднице.

Ну как, объясните мне, как можно учесть и просчитать устойчивую потерю работоспособности и истеричное поведение участницы маршрута, вызванные, как выясняется впоследствии, обильной и неожиданной менструацией, случившейся так некстати из-за интенсивных нагрузок на фоне общего переохлаждения организма. Куда тут деться – женщина. А тактика, между тем – в заднице. В ее заднице.

Как просчитать тупое стремление молодого и рьяного участника к лидерству любой ценой, пусть даже на короткое время. И участник самостоятельно принимает триумфальное и судьбоносное решение, ведущее к кратковременному успеху с последующим провалом всей задачи. Куда тут деться – амбиции. А тактика, между тем – в заднице. В глубокой заднице, прошу прощения за непарламентскую речь.

Конечно, все это кажется несколько утрированным, но, уверяю вас, только кажется. Все эти примеры взяты из жизни и практики и за каждым из эпизодов стоят фамилии, имена, маршруты, экспедиции, сроки, участники, поставившие маршрут на грань срыва и руководители, проявившие в полной мере чудеса оперативного искусства и сумевшие путем подвижек, перемещений, изменений, вернуть оперативно-тактическую обстановку в нормальное русло.

А есть и другие примеры. Это когда руководители не проявили этих самых чудес. Тогда, в лучшем случае, остаются невыполненными поставленные задачи, и эти неудачи ложатся черным пятном в личные карточки руководителей и неприятными воспоминаниями участников неудавшихся экспедиций.

Это – в лучшем случае. А в худшем – это когда по маршруту остаются навешенные таблички с именами и двумя датами через тире, а в судах – тома уголовных дел по фактам произошедших несчастных случаев.
Теперь вы в праве спросить меня – а к чему, собственно, я все это говорю? Зачем эти страсти в объеме СТП? Кого я собираюсь напугать ужасами тактики, стратегии и оперативного управления? И, самое главное – зачем.
Вас, мои дорогие коллеги. Именно вас. И не напугать. Предупредить. Со всей ответственностью и очень серьезно предупредить о наступающей где-то на этом этапе, болтающемся где-то между СТП и СИПом, коллективной ответственностью за всех и перед всеми. Вот к чему и вот зачем.
Поскольку курсанты, добравшиеся до курса СТП, народ в достаточной степени опытный, битый и дозревший до того, чтобы спокойно смотреть на перспективу участия во все более усложняющихся маршрутах, предъявляющих все большие требования к каждому участнику. И вроде бы все как бы само собой день ото дня получается все плотней, сплоченней, схоженней и слаженней. Как будто бы без участия извне и уж во всяком случае, без реализации каких-то там тактических планов.

В этом и заключается ошибка.

Во-первых, то, что вы совершенствуетесь в процессе, как раз и является реализацией стратегических целей посредством решения тактических задач. В данном случае стратегическая цель – подготовка из неумехи-новичка, высококлассного спелеолога, а тактические задачи - теоретическое и практическое обучение курсантов. И то, что вы пока не чувствуете и не видите ни стратегии, ни тактики, вовсе не означает, что того и другого не существует в процессе вашей подготовки.

Во-вторых, закончив курс СТП, вы сами вплотную приблизитесь к необходимости участия в организации грядущих экспедиций и учебных процессов, в качестве стажеров руководителей среднего звена, а этого без элементарного знания основ тактики сделать нельзя.

И, наконец, в третьих. Перед началом курса, необходимо понять раз и навсегда, что ничто ниоткуда не берется и никуда не уходит. И организация маршрута – это не только точное выполнение рекомендаций преподавателя и приказов руководителя. Это элементарные задачи для ничего не знающих и ничего не умеющих новичков. А для курсанта СТП организация маршрута – это осознанное участие в постановке вопросов и самостоятельное решение практических задач по подготовке маршрута.

То есть, выражаясь вычурно и фигурально, сначала, в курсе НТП вас сделали винтиком в сложной машине, о которой вы не имели и не имеете до сих пор ни малейшего представления. Теперь вам необходимо оглядеться и понять, как работает этот механизм, винтиком в котором вы пока еще являетесь. То есть, нужно начинать учиться думать, а не только шашкой махать. И когда вы начнете думать и сопоставлять, то поймете, что существует самая прямая зависимость между недоукомплектованным транспортным мешком и нехваткой куска веревки, который должен быть провешен на определенном колодце. Такая же прямая связь имеет место быть между утерянным по дороге продуктовым модулем и голодухой на каком либо, как правило, заключительном, этапе маршрута.

Я уже не говорю о прямой связи между физической, технической и морально-психологической подготовкой каждого отдельно взятого участника и успехом экспедиции в целом. Здесь связь такая, что прямее не бывает. Никогда и никому еще не удавалось выполнить хороший маршрут, опираясь на толпу уродов.

И, конечно же, каждая мелочь в маршруте только кажется мелочью. Незнание предмета, непонимание задачи, неумение использовать снаряжение, недисциплинированность, безответственность и разгильдяйство, недееспособность, недопонимание ситуации – все это снаряды, безошибочно бьющие в железобетонную стену тактических построений. Эту стену можно в конце концов пробить.

Лекарство здесь только одно. Пора учиться понимать предмет в общем. И понимать собственную, все повышающуюся ответственность перед «братьями по оружию». Потому первую лекцию в курсе мы и начинаем с тактики. Думайте, коллеги, думайте.

Иначе будете отчислены по причине профессиональной непригодности, уж простите за прямоту и безыскусность.

Благодарю за внимание. До следующей лекции.

Категория: СТП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Читать дальше
Просмотров: 1216 | Загрузок: 36  
«Каспеко» © 2007 - 2024