Спелеошкола >>> СТП  

Лекция №6
Спелеошкола «Феникс»
Курс СТП
Лекция № 6
Преподаватель: А.Шакалов.
Тема: Подготовка и составление отчетов о поисковых экспедициях.

Товарищи курсанты.

Я не просто так, «от хорошей жизни», выделяю в особую тему составление поисковых отчетов. Дело все в том, что с поискового отчета начинается отсчет последующей работы для других видов спелеоэкспедиций в рассматриваемом спелеорайоне.

И очень важно, с одной стороны, не пропустить ничего из того, что наблюдалось, а с другой стороны, в обилии подробной информации не потерять, не разбавить, не замылить и не упустить ни крошки из собранного материала.

А для этого весь материал необходимо сначала тщательно записать, последовательно систематизировать, проанализировать, разложить по позициям и разделам, избавить от всевозможной беллетристической шелухи и личных эмоций наблюдателей, выполнявших поиско-разведку.

Короче говоря, нужно осмыслить все происходившее в экспедиции. И только после осмысления перспектив и определения выводов, составитель отчета выкладывает его на всеобщее обозрение.

Это требует серьезной траты времени и такой же серьезной работы мозгов.

Однако и задерживаться с отчетом тоже не следует, потому что память постепенно теряет накопленный субъективный материал. А между тем субъективный материал, то индивидуальное, что накоплено в памяти каждого поисковика – чрезвычайно важная штука. И он уходит, вытесняется из памяти другими событиями довольно быстро, а потому камеральные работы любого вида весьма желательно проводить как можно раньше и быстрее, желательно в тот же вечер, сразу после полевого рабочего дня. Чтобы не упустить и не потерять ничего из того огромного количества информации, которую выудил каждый поисковик во время рабочего дня.

У каждого из поисковиков своя правда, у каждого она разная, хотя и кажется на первый взгляд совершенно одинаковой. Ну, в самом деле, какая может быть на первый взгляд разница между полевыми дневниками двух поисковиков, работавших на соседних параллельных маршрутах в двухстах метрах друг от друга. Казалось бы никакой. Маршрут одинаков, наблюдения одинаковы, а значит, и описание будет примерно одинаковым. Однако, не тут то было! Точки зрения наблюдателей будут разные на один и тот же описываемый предмет, причем во всех смыслах разные. Во всех смыслах.
Необходимо помнить, что:

  1. Ракурсы визуального наблюдения, которое ведется «вкрест простирания», отличаются один от другого минимум на девяносто градусов, давая возможность одному наблюдателю увидеть то, что не заметил другой.

  2. Выводы наблюдателей по наблюдаемым объектам будут разными в силу индивидуального восприятия наблюдателями предмета.


И это – самое ценное в перекрестном наблюдении.

Если взгляды на описываемый предмет у двух наблюдателей совпадают, значит все в порядке и можно двигаться дальше. А если не совпадают, значит нужно посадить этих наблюдателей вечером рядом с собой и устроить перекрестный допрос, опираясь на данные их полевых дневников. Заметьте, не на их «охотничьи рассказы», а на их записи, потому что в ходе полемики точки зрения каждого могут меняться, причем неоднократно, а «то, что написано пером – не вырубишь топором». Ну а то, что было записано в их дневниках и есть первое, никак не видоизмененное, а значит, скорее всего, верное восприятие предмета.

Еще и по этой причине, кроме «синдрома дырявой памяти», поисковик должен свято исповедовать правило – «не записанное – не наблюдалось».
Камеральные работы в поле – это второй этап подготовки отчета о поисковой экспедиции.

Первый этап к тому моменту, когда вы сидите на бревнышке и выступаете в роли третейского судьи между двумя поисковиками, вы уже давно прошли, даже не заметив его за грузом возникавших проблем.

Первый этап подготовки отчета о поисковой экспедиции заключается в изучении и анализе материалов предыдущих исследований в районе поиска.

Это материалы, которые вы отобрали в результате архивных поисков и касаются они климатических, географических, геологических, тектонических, карстологических, а также любых прочих характеристик района работы поисковой экспедиции.

Именно эти материалы лягут в основу отчета о поисковой экспедиции. И к ним будет привнесено все то новое, что появится в ходе ее проведения.

Мало, очень мало на сухой поверхности планеты Земля осталось мест, где не прошли ноги профессиональных исследователей. И все они оставили свой след в виде отчетов, монографий, статей, книг, картографического материала и прочих форм доведения информации, которая как раз и предназначена для того, чтобы ее использовали в ходе дальнейших исследований.

Именно для вашей экспедиции кто-то давным-давно начал создавать условия ее проведения, также, как и вы, своим отчетом дадите возможность кому-то продолжить работу, опираясь уже на данные нынче проводимой поиско-разведки.

Потому безо всякого стеснения нужно допрашивать полевиков, так как их данные затем лягут в сводный камеральный дневник и на планшет топографической основы, которые заполняются руководителем, ориентируясь только на их выкладки, тут же, на месте, каждый вечер после рабочего дня. Каждый вечер проводится планерка и по ее результатам закрывается камерально еще один кусок поискового участка.

Разумеется, уже в процессе проведения поисковой экспедиции, иногда даже в первые ее дни становится ясным, так сказать, «направление главного удара», то есть те участки, которые должны быть обработаны особо тщательно и в первую очередь. Однако, это вовсе не означает, что все прочие участки обрабатываться не должны. В том случае, если экспедиция не успела закрыть весь намеченный район, необходимо границы исследованных участков четко ограничить на топооснове, дабы не наматывать лишнего в последующем поиске и не путаться в данных предыдущего.

В таком виде материалы для отчета возвращаются в город и раскладываются на большом столе, чем, собственно и заканчивается подготовка к отчету.
И начинается выполнение самого отчета.

При условии, что камералка в поле была выполнена достаточно подробно и качественно, чтобы не вызывать гадания на пальцах и кофейной гуще по поводу происходивших там процессов, выполнение отчета сводится к элементарному заполнению шаблона определенной формы, простого и ясного, удобного для занесения и считывании информации.

Отчет не должен быть похож на докторскую диссертацию по одной из тем физики элементарных частиц. И, конечно, он не может быть похож на школьное сочинение на тему «Как я провел лето». И в том, и в другом случае такую кипу бумаги трудно читать и из нее трудно выудить нужную информацию.

Отчет должен быть по возможности лишен субъективных ощущений и беллетристики. В него закладывается максимальное количество ясной, четкой, короткой, сухой и бесстрастной информации по освещаемым вопросам.

Это не всегда просто сделать живому человеку, прошедшему маршрут, потому в отчетах и предусматривается отдельная глава для выражения ощущений от маршрута, но она никак не должна перекрывать главное в отчете – информацию по материалам исследований и по их результатам. А это – всегда сухая и холодная суть.

Я не хочу, чтобы вы, курсант, восприняли тот перечень позиций, который будет дан ниже, как безусловную догму и голое руководство к действию. Это будет не очень правильно. Форма написания отчета может быть очень даже разной. Она может быть даже индивидуальной. Лишь бы отчет максимально отражал объективную информацию о проведенной работе. И, доказательно опираясь на эту информацию, делал выводы и давал рекомендации. И все. А каким путем вы этого добьетесь, зависит от ваших наклонностей, опыта, эрудиции и литературных способностей.

Я полагаю, что отчет должен выглядеть, как простой анкетный перечень коротких и четких вопросов по теме и точно таких же коротких и четких ответов на них.

Понятно, что все начинается стандартно, со слов «Отчет о поисково-разведывательной экспедиции…». А дальше все идет по анкетному списку, от общего к частному, по перечню вопросов, которые необходимо осветить в этом отчете. И чем ближе в ответах вы подходите к частным вопросам, тем индивидуальнее становится отчет.

Первый раздел отчета показывает общие сведения о маршруте.
Включает в себя:

  1. Сроки и даты проведения экспедиции.
  2. Географический район проведения экспедиции.
  3. Географическое название места экспедиции.
  4. Цели экспедиции
  5. Задачи экспедиции.
  6. Количество участников экспедиции и их списочный состав.
  7. Транспортное обеспечение экспедиции.

Этим исчерпывается первый раздел, поскольку заканчиваются общие сведения и нужно постепенно переходить к частностям, с которых начинается второй раздел.

И первая частность затрагивает характеристики точки стояния базы, то есть базового лагеря, который вы устанавливаете в районе экспедиции. Вот здесь уже по пунктам выкладываются следующие сведения:

  1. Расстояние до базы от места выдвижения или места постоянной дислокации.
  2. Абсолютная высота точки стояния базы.
  3. Место стояния базы, координаты, описание точки.
  4. Характеристика места стояния базы, описание рельефа местности и ориентиров.
  5. Подъезды к месту базы.
  6. Подходы к месту базы.
  7. Температурный фон в момент проведения экспедиции.
  8. Наличие дров в районе базы.
  9. Наличие воды в районе базы.
  10. Погода в момент проведения экспедиции.

И это все сведения, которые необходимо знать о точке стояния базы и пора переходить к изложению физико-географической характеристики района, в котором база установлена.
Физико-географическая характеристика района содержит сведения о:

  1. Местоположении района (инфраструктура, населенные пункты, население).

  2. Географии района (рельеф, ландшафт, простирание хребтов, амплитуда высот).

  3. Гидрографии района (реки, ручьи, направления стоков, питание, паводки, межень)

  4. Климате в районе (осадки, характеристики времен года, снеговой покров, ветер, температура минимально-максимальная и среднегодовая).

  5. Почве и растительности (почвенно-растительный покров в районе).


Не слабо, не правда ли? Можно сломать себе мозги на составлении ответов по этим пунктам, если бы не один нюанс – все это было описано многими людьми до нас и упорядочено военными топографами в предельно собранном и концентрированном виде. Все сведения об этом можно получить, заглянув на оборотную сторону топографической основы пятидесятитысячного масштаба, соответствующей данному району. Однако, это вовсе не значит, что можно пренебречь работой над разделом, поскольку отчет вы составляете не для себя, а для людей, которые будут знакомиться с районом по данным вашего отчета и у которых топоосновы под руками наверняка не будет.

По той же причине, используя геологические карты того же масштаба, выполняется геологическая и гидрогеологическая характеристики района.

Геологическая характеристика района содержит сведения о геологическом строении пород в районе экспедиции, включающая в себя:

  1. Возраст пород.
  2. Мощность заложения ярусов пород.
  3. Угол падения пластов.
  4. Химический состав пород.
  5. Закарстованность пластов.
  6. Тектоническую деятельность.

Гидрогеологическая характеристика района содержит сведения о гидрогеологических условиях в районе экспедиции, включающая в себя:

  1. Режим осадков.
  2. Характеристику вод.
  3. Дебит родников.
  4. Режим работы ледников.
  5. Дебит рек.
  6. Тип вод.
  7. Агрессивность вод.
  8. Минерализация вод.
  9. Трещинноватость водовмещающих пород.
  10. Температурный режим вод.

Весь остальной материал поступает в отчет в результате полевой работы
экспедиции и содержит сведения, базирующиеся на данных полевых дневников наблюдателей. В отчете они попадают в раздел "техническое описание маршрута" и отражаются следующим образом:

  1. Каровые полья (координаты, площади, границы, высоты абсолютные, превышение высот до водоупоров).

  2. Карстовые проявления поверхности (номер, координаты, привязки к местности).

  3. Карстовые воронки закрытые (номер, координаты, описание, привязки к местности).

  4. Карстовые воронки открытые (номер, координаты, описание, привязки к местности, описание входов, характеристика вмещающих пород, направление развития полости).

  5. Визуальные наблюдения водотоков. (направление, дебет, исток, места появления и пропадания)

  6. Визуальные наблюдения заложения пород.(направление, слоистость, характеристика пород)

  7. Зоны контакта карбонатных и магматических пород (обнаружение, отслеживание границы, поиск).


После технического описания маршрута экспедиции, отчет по большому счету можно считать выполненным и почти законченным. Поскольку уже не надо ничего собирать и систематизировать, а остается только обобщать и анализировать, заполняя следующий раздел отчета под названием определение перспектив дальнейшей работы в районе поиска.

Может статься, что раздел будет содержать всего один пункт и одну строку, которая гласит, что, мол, «район перспектив не имеет». Так случается. И даже часто. Но если перспективы имеют место быть, тогда необходимо их обосновать, обобщить и озвучить. Каждое перспективное направление под отдельным пунктом, не сваливая все в кучу.

А после определения перспектив работы обязательно следует сделать выводы, чтобы потом дать рекомендации. Как и полагается делать после всякого солидного мероприятия. Понятно, что этот раздел так и называется - выводы и рекомендации. Их можно разделять, а можно и не трудиться.

Однако, отчет не будет полным, если не дать в подкрепление к нему сопровождавших экспедицию раскладок. Их не имеет смысла выставлять в основном материале, чтобы не загромождать отчет, но при дальнейшей работе в районе групп, не знакомых с районом и с особенностями подготовки к работе в нем, экспедиционные раскладки очень даже пригодятся. Их все, без исключения, следует выставлять в разделе "приложения к отчету". И здесь все раскладки выставляются в виде отдельных таблиц.

Разумеется, отчет обязательно датируется и подписывается фамилией исполнителя. Отчет без подписи – анонимка.
Вот и все по теме, товарищи курсанты. До следующей лекции, коллеги.

Категория: СТП| Добавил: Bepa| Автор: А.Шакалов               Скачать весь текст
Просмотров: 1225 |  
«Каспеко» © 2007 - 2021