Спелеошкола «Феникс»
Курс СТП
Лекция № 7
Преподаватель: А.Шакалов.
Тема: Перестежки. Пункты закрепления навесок. Техника выполнения перестежек.
Товарищи курсанты.
Перестежки. Какая, казалось бы, мелочь. И слово какое-то несерьезное, и отношение к ним примерно такое же. Вроде как, абсолютно естественный процесс. Что там особенного – ну, пришел, ну, перестегнулся, ну, ушел. Все просто. Однако в курсе СТП мы особо внимательно останавливаемся на технике перестежек по одной серьезнейшей причине. Именно на них, перестежках, весьма ощутимо теряется основное время… или – весьма ощутимо экономится. Как раз на них выматываются «в ноль» силы. На перестежках сплошь и рядом происходят зависания, топтания на месте, нештатные ситуации и вся прочая гадость, которую можно только вообразить себе при работе на вертикалях. Потому в «стародавние времена» всегда стремились сократить количество перестежек на одном колодце до минимума, поскольку, чем меньше перестежек на колодец, тем проще и быстрее передвижение одного отдельно взятого спелеолога в этом одном отдельно взятом колодце. И это – истинная правда. Но только до тех пор, пока речь идет об одном спелеологе, выполняющем передвижение по непрерывной линейной опоре в одном колодце. Как вы уже понимаете, при двухлинейной технике иного способа подъема-спуска, кроме как последовательный, не могло быть по определению. Сами представьте, каким образом можно организовать независимые параллельные страховки для двух или нескольких участников движения по одной рапели? Не представляете? Я – тоже. Так что до поры, до времени в головах даже не возникал вопрос о дроблении колодцев на участки. В то же время при обязательной организации независимой страховки можно было несколько пренебречь грамотным провешиванием основной веревки и просто пробрасывать ее от начала до конца колодца, мало заботясь о том, касается ли веревка стен колодца, трется ли она о перегибы или нет. Есть независимая верхняя страховка, которая, в случае чего, все спишет.
Все изменилось при переходе на одноверевочную технику. Когда вместо двух веревок стало необходимо вверить свое благополучие только одной, возникла потребность в технически грамотном навешивании одной линейной опоры на вертикали. Так, чтобы веревка при навешивании не касалась стены, так, чтобы веревка при работе на ней не перетиралась о выступы и перегибы, так, чтобы навеска обходила водотоки. Причем, теоретически, навешиваемая веревка, может быть какой угодно длины, хоть километр, но провешиваться она должна исключительно с соблюдением вышеперечисленных условий. А чтобы соблюсти эти условия, любой (или почти любой) провешиваемый колодец необходимо как минимум в одном месте оборудовать точкой перестежки. В практике обычно не случается, чтобы колодец, даже неглубокий, был идеально вертикален и идеально ровен. Обязательно где-нибудь торчит какая-нибудь гадость, которую нужно обходить. Место обхода и будет точкой промежуточного закрепления навески, а значит и точкой перестежки. Причем это вовсе не обязательно будет место на стене колодца, где можно встать и как-то закрепиться. Сплошь и рядом случается так, что крюк точки перестежки забит в месте «чистого зависания», там, где нет ни единой опоры ни под руки, ни под ноги, и перестежку необходимо выполнять «на весу». Это нормальное состояние в технике одинарной веревки, хотя изначально оно кажется противоестественным. Точно также долгие годы противоестественным нам казалось перейти на одноверевочную технику, отказавшись от независимой страховки. Однако, решившись на этот переход, в корне изменивший технику преодоления вертикалей, мнимые и страшные минусы мы сразу и поневоле превратили в плюсы. Именно поневоле, поскольку, повторяю, нельзя провесить веревку «свободно-вертикально» на сколько-нибудь значительный пролет. Обязательно встретится препятствие, и потребуется организация пункта перестежки. И главный плюс – переход с последовательного способа преодоления вертикали на параллельный. Суть параллельного передвижения в следующем. Поскольку общий вертикальный участок, имеющий весьма приличную длину, при провешивании оказывается поделен на несколько более мелких участков с независимыми друг от друга пунктами перестежки, то и речь следует вести о передвижении вверх-вниз по независимым друг от друга линейным опорам. Это неважно, что колодец, который вы проходите, один, и веревка, которой он провешен, – одна. Пунктов закрепления этой веревки – несколько, а значит — на каждом из промежутков между пунктами закрепления возможно независимое друг от друга, самостоятельное передвижение участников. В этом и заключается принцип «параллельного» передвижения, очень существенно, иногда в разы, ускоряющий преодоление вертикали. Вот простой пример. Имеем колодец глубиной сто метров. Имеем группу из 10 человек. Имеем две навески. Одна навеска – единая веревка длиной сто метров. Другая – пять перестежек средней длиной по двадцать метров. Выполняем подъем. Теперь – считаем. Обычная средняя скорость подъема одного участника– 12 метров в минуту. Среднее время на пристегивание участников к линейной опоре примем за 1 минуту. Значит, для первого случая расчет будет выглядеть следующим образом:
- 100 м : 12 м = 8 мин 33 сек
- 8 мин 33 сек. х 10 участников = 93 мин 30 сек.
- 1 мин х 10 участников = 10 мин.
- 1 час 33 мин 30 сек + 10 мин = 103 мин 30 сек.
Секундами давайте пренебрежем. В итоге на весь подъем потребуется час сорок три. И то – в лучшем случае. Что-то я не припомню ситуации, когда человек на «сотке» через восемь с небольшим минут оказывался наверху. Однако теоретический расчет для «последовательного» подъема выполнен.
Теперь выполняем расчет для «параллельного» подъема, определив только, что время на преодоление перестежек равно двум минутам:
- 100 м : 12 м = 8 мин 33 сек.
- 8 мин 33 сек : 5 перестежек = 2 мин 06 сек. (время прохождения одного участка)
- 1 чел х 2 мин х 5 перестежек = 10 мин (время перестежек участника)
- 8 мин 33 сек + 10 мин = 18 мин 33 сек. (время первого участника)
- 2 мин 06 сек х 9 чел = 18 мин 54 сек
- 18 мин 33 сек + 18 мин 54 сек – (2 мин 06 сек х 4) = 29 мин 03 сек (время крайнего участника)
Таков теоретический расчет для «параллельного» подъема. Разница видна невооруженным глазом. Однако – все же посчитаем эту разницу. Без секунд, не будем мелочиться:
- 103 мин : 29 мин = 3.55 раз
- 103 мин – 29 мин = 74 мин
Вот вам и результат. Как говорится, налицо. Вместо часа сорока трех – двадцать девять минут. В три с половиной раза быстрее. Это уже не мелочи. Совсем не мелочи. Точно так же - только, разумеется, с другими временными характеристиками - выглядит и техника «параллельного» спуска. Та же самая «гроздь бананов» почти одновременно и с разрывом в одну перестежку летит вниз по пролету, каждый участник в отдельности примерно на треть медленнее, но все вместе в конечном итоге – в три с половиной раза быстрее. Это мы с вами сейчас просчитали время передвижения одной группы из 10 человек по одному колодцу. А если работают двадцать человек? А тридцать? А колодцев в сумме – три, пять, десять? Тридцать человек для работы в серьезной дыре – вполне нормальное количество. И десять колодцев для серьезной дыры – это тоже вполне нормальное число. Предварительно в уме прикиньте экономию времени - и, соответственно, сил, поскольку одно без другого не ходит. Только предварительно, потому что точные расчеты являются в ночных кошмарах составителям тактик, и нет нужды эти ужасы лишний раз натягивать на себя. Получится, как я уже сказал, – в разы. И – не в один раз. Поэтому и произошел в девяностых годах такой сумасшедший рывок на глубину. Километр уже не стал казаться космическим пределом. На километр научились прыгать за один рабочий день. И подниматься оттуда – тоже. В этом, конечно же, виновата одноверевочная техника прежде всего. Далее. Я не просто так поделил участки подъема на двадцатиметровые отрезки. Мы с вами помним, что любая веревка, в том числе и статическая, имеет, к счастью, некоторый коэффициент растяжения, благодаря которому гасятся динамические рывки падения и подъемов. Это очень важно и очень нужно. Однако, как всегда, все хорошо в меру. Например, когда проходишь одним пролетом восемьдесят метров входного колодца пещеры «Сумган-Кутук», превышение этой меры ощущаешь в полном объеме. Чертик на резинке под ветровым стеклом автомобиля чувствует себя, полагаю, лучше, чем спелеолог, выполняющий подъем на большом пролете. Потому, когда переход на одноверевочную технику позволил раздробить пролеты и избавиться от продольных колебаний при движении по линейной опоре, это было сделано почти немедленно. Методом «проб и ошибок» была определена длина участка веревки, после которой продольные колебания при подъеме становятся заметными. Она составляет двадцать метров. Это второй плюс перехода на одноверевочную технику. Тем же методом определили длину оптимального пролета для наиболее рационального по временным и силовым затратам «параллельного» подъема. Она может колебаться в пределах двадцати - тридцати метров. Потом весьма желательно передохнуть на перестежке. При дроблении пролета появилась возможность это сделать. Это третий плюс перехода на одноверевочную технику. Но вместе с тем, как ложка дегтя в бочку меда, к плюсам прибавился минус. Всего один. Этот минус — частый переход участника движения на параллельно-последовательные отрезки линейных опор. Как я говорил в начале лекции, перестежка — это наиболее уязвимый момент в спелеотехнике. Девяносто процентов нештатных ситуаций происходят исключительно на перестежках по самым разным и, в большинстве случаев, нелепейшим причинам. Однако, либо частые перестежки, либо — прощай с таким трудом выработанная техника «параллельного» передвижения по вертикалям. Разумеется, здесь нет и не может быть никакой альтернативы. А потому в относительно короткий период времени был выработан предельно простой способ перехода с одной линейной опоры на другую, который мы в просторечии именуем перестежкой. Изначально все сводилось к максимальному упрощению, унификации этой операции и выведению из нее всех лишних деталей. Перестежка заставила полностью ревизовать и изменить под себя и спускоподъемные системы, и технику обработки пунктов закрепления навески и сами способы спускоподъема. Перестёжка заставила отбросить все иное, оставив только способ «лягушка» для подъема с использованием пуани Петцля в сочетании с педалью - в качестве ходового зажима - грудного зажима "кроль". Оставлена ФСУ «решетка» для спуска, специальная спелеообвязка с единой центральной точкой закрепления личного снаряжения на карабине «майлон-рапид-дельта». Появился регулируемый чресплечный ремень, в просторечии именуемый «лифчик», и определились длина и место закрепления двух усов самостраховки, короткого и длинного, из которых один, длинный, всегда пристегнут к ходовому зажиму, а оба они висят на «дельте» обвязки. Все. Просто и универсально до безобразия. Больше - ничего. Остальное - лишнее. Так же просто и унифицированно выглядит (или, во всяком случае, должен выглядеть) и пункт перестежки - место перехода участника с одного отрезка линейной опоры на другой. Здесь находится пункт закрепления веревки, включающий в себя шлямбурный крюк, планку для закрепления карабина и (или) тросика бескарабинной навески, карабин в «ухе» планки - для закрепления веревки, узел «восьмерка» в карабине или шкотовый (брамшкотовый, двойной шкотовый) узел на бескарабинном тросе. Веревка на промежуточных пунктах закрепления навешивается с попуском вниз полупетли от пункта нижнего закрепления к пункту верхнего закрепления. Все. Полупетля, специально оставляемая на точках промежуточного закрепления, называется карем. Она играет особую, очень важную роль в технике перестежки. Поскольку при разбивании пролета на участки мало заботятся о том, чтобы пункты перестежки находились в удобных для этого местах, и часто перестегиваться приходится на весу, то каремная петля одновременно выполняет три задачи:
-
При выполнении спуска обеспечивает свободный кусок веревки, достаточный для перестегивания ФСУ с верхнего отрезка веревки на нижний.
-
При выполнении подъема обеспечивает легкую последовательную перестежку зажимов с нижнего отрезка веревки на верхний.
-
Служит дополнительной, а иногда и единственной, точкой опоры под ноги при выполнении перестежек. Без каремной петли передвижение по дробным линейным опорам стало бы просто невозможным. Это надо понимать четко. Оставление карема – обязательное условие навески. Другой разговор - какой длины должна быть каремная петля? Точнее, какой глубины должен быть ее провис? На этот счёт мнения до сих пор разнятся. Причем, очень сильно - от тридцати сантиметров до одного метра. Как всегда, и у большого, и у малого карема есть и достоинства, и недостатки одновременно. Малый карем экономит веревку, но оставляет мало свободной веревки для ФСУ на перестежках спуска. Кроме того, малый карем не дает возможности использовать его, как дополнительную точку опоры. Надо быть эквилибристом, чтобы, находясь выше точки закрепления, наступить в карем, приподняться в нем и выстегнуть из ПЗ карабин. Кроме того, малый карем оставляет мало возможностей для маневра навески. В том случае, если не соблюдена соосность по вертикали между верхним и нижним ПЗ, то при спуске будет полностью использован запас каремной петли, веревка натянется и участник может повиснуть на ФСУ по туго натянутой веревке, не имея возможности дотянуться до пункта закрепления веревки. Это уже – нештатная ситуация, которой следует избегать всеми силами. В большом кареме этих проблем нет, но зато есть другие. Во-первых, резко возрастают потери рабочей длины веревок. Во-вторых, если в малом кареме можно «не доехать» до нижнего пункта закрепления, то в большом кареме можно «провалиться» ниже него с тем же самым эффектом, что и в малом. Эффект называется «близок локоть, да не укусишь». Человеку, вставшему в петлю большого карема, может не хватить роста для того, чтобы прослабить ус и сняться с самостраховки на пункте закрепления. Зато во всем остальном у большого карема - сплошные достоинства. Мне лично по сердцу большие, метровые каремы. Они оставляют несколько большую свободу для маневра. Однако это не значит, что малые не имеют права на жизнь. Просто и те, и другие типы каремных петель нужно использовать индивидуально и разумно. Это, в конце концов, достигается упражнением. Как обычно, сначала в кровь разбивается морда, потом – набивается глазомер. Теперь - когда мы разобрались с каремными петлями и устройством пунктов закрепления - можно забыть о них, поскольку, если они сделаны правильно, их действительно на ходу не замечаешь. Просто – движешься и все. Вот и перейдем к движению. С перестежками. Подойдя к краю колодца, вы встегиваете ФСУ в веревку, закрепляетесь, откачиваетесь за край, отпускаете спусковое и начинаете спуск, ожидая появления нижнего пункта закрепления. Вот он всплывает. Вы берете в руку короткий ус самостраховки, раскрываете на нем карабин и, проезжая мимо ПЗ, защелкиваете на его «ухе», после чего бросаете все и повисаете на самостраховке ниже ПЗ. Осталось выстегнуть решетку из верхней веревки, пристегнуть на ее на нижнюю, закрепить, затем встать в карем, приподняться, ослабить самостраховочный ус, выстегнуть карабин самостраха, бросить его вдоль тела, спрыгнуть с карема, отпустить решетку, продолжить спуск. Все. По хорошему – минута времени. «…Это же элементарно, Ватсон!…» Это – в самом деле – элементарно. При условии, если все сделано правильно и есть достаточный тренировочный опыт.
Также элементарно выполняется подъем. Опять же, подойдя к навеске на дне колодца, вы пристегиваетесь для подъема и выполняете его до выхода к пункту закрепления веревки. Рядом с вами находится петля карема, которая вам, скорее всего, не понадобится, поскольку вы, минуя петлю карема, сразу же перестегиваете пуани Петцля с нижней веревки на верхнюю, встаете в педаль, освобождаете кроль, выстегиваете кроль из нижней веревки и одним движением встегиваете в верхнюю. Садитесь на беседку. Переводите дыхание. Продолжаете движение вверх. Все. Как видите, коллеги, все действительно просто до идиотизма, не побоюсь этого слова. Однако повторяю, такая простота достигается упорными упражнениями. Грамотным применением имеющихся теоретических и практических знаний. И – грамотной навеской. То есть, речь идет не просто о тупом применении полученных знаний и опыта. Это – осталось в прошлом веке. Речь идет о культуре, о культуре совокупности применения этих знаний. Сюда входит все – и техника передвижения, и техника обработки ПЗ, и техника навески, и еще много чего. Тогда и только тогда вы сможете передвигаться так, как я только что описал. Но это – темы других лекций. Благодарю за внимание, курсанты. Всего доброго.
|