Спелеошкола >>> СТП  

Лекция №11
Спелеошкола «Феникс»
Курс СТП
Лекция № 11
Преподаватель: А. Шакалов
Тема: Специальная психологическая подготовка спелеолога.

Товарищи курсанты.

Тема, к которой мы с вами сейчас только слегка прикоснемся, чрезвычайно сложна и многообразна - так же, как индивидуален, сложен и многообразен в своих психологических склонностях и индивидуален в своих психологических проявлениях каждый отдельно взятый человек. Психика индивидуума, логика индивидуума, его характер и образ его мыслей, его предел прочности, особенно предел его прочности – что может быть сложнее и разнообразней в своих проявлениях, чем человеческие мозги? Специалисты психологи, врачи психиатры и психотерапевты, собаку съевшие в этих вопросах, как только встречаются с аномалиями человеческого поведения, как правило, все и дружно начинают рассказывать о том, что, мол, «с одной стороны, нельзя не признать, а с другой стороны, нельзя не согласиться». Нет, нет, нет и, скорее всего, никогда не будет технологии и специалиста, надежно ставящего диагноз психологического здоровья человека. Да для нас с вами это и неважно, поскольку априори мы договариваемся о том, что люди нашей профессии дееспособны, нормальны и психически здоровы (что, прости меня Господи, вряд ли является истиной, поскольку мы с вами избрали такую профессию, которой «нормальные» люди не занимаются).

А потому сразу перейдем к делу и определим, что является главным в психологическом здоровье спелеолога. Каковы важнейшие элементы его психики и психологии, наличие или отсутствие которых как раз и определяет профессиональную пригодность или, наоборот, непригодность к профессии, несмотря на то, что индивидуум может быть здоров как бык и, что называется, «семи пядей во лбу»? Что же это за основополагающие позиции?

В перечне этих позиций, конечно же, первым пунктом стоит способность к психологической совместимости человека с иными индивидами. Даже не столько психологическая совместимость, сколько терпимость, терпимость, прежде всего. Дело, которым мы призваны заниматься, не делается в одиночку. Это всегда коллективный труд множества разных людей. Причем, заметьте, всегда людей сильных во всех смыслах этого слова, поскольку слабых спелеологов не бывает по определению. Спелеолог – это всегда и везде сильный и давно сформировавшийся характер, собственное мнение, собственное понимание вопроса, собственное отношение к нему. А попробуйте-ка спрогнозировать, что случится, если в середине маршрута его нетерпеливые участники, уже изрядно поднадоевшие друг другу, вдруг не сошлись во мнении по какому-либо вопросу? Представили? Представили этот взрыв эмоций, где, в конце концов, потонет истина и, как результат, последует срыв маршрута? Представили. Очень хорошо. Теперь представьте, что будут делать не договорившиеся люди после срыва маршрута в тайге, зимней ночью. И что с каждым из них произойдет морозным утром. Я даже представлять себе этого не хочу.

Однако теперь давайте представим себе, что, проявив взаимную терпимость, участники маршрута договорились и продолжили работу. Все идет нормально и тяжелая, выматывающая силы и душу работа коллектива спелеологов продолжается еще несколько дней. Все честно работают в одной упряжке, стремясь к достижению одной для всех цели. До тех пор, пока у одного из них, вместе с физическими, не подходят к концу душевные силы. Причем, душевные силы в таких случаях всегда заканчиваются много раньше, чем физические, проверено практикой. И это происходит в ПБЛ, на глубине пятьсот – семьсот метров, в двух-трех днях тяжелого хода от поверхности. Конечно, в такой ситуации группа уже не умрет. Но маршруту, как вы понимаете, – конец, который наступил из-за недостатка у участника такого ресурса как психологическая выносливость. Психологическая выносливость организма – это второй пункт в перечне основополагающих элементов психологического здоровья спелеолога. Тащить, тащить на себе все накопившиеся проблемы – усталость, физическую боль, голод, холод, хронический недосып. Переть до конца, до упора, пока все не закончится – в этом суть определения психологической выносливости. Без лошадиной выносливости, в том числе и психологической, не бывает спелеолога.

Но давайте отвлечемся от грустного и представим себе пример повеселее. Первый день маршрута, светло, тепло, солнечно, чудесно, ярко, замечательно кругом. И – такая удача, редкая удача, не успели вывалиться на маршрут, а он уже замаячил обманчиво близкими и легкодоступными входами в полости, которые даже не планировалось проходить. Группа планировала работать в другом месте и по другим целям, а впрочем – ну их, те цели, подождут еще немного. Эти ближе и заманчивей. Тактика – а что тактика? Сменим по ходу одно на другое. Ведь все на виду, все рядом, все на глазах. В атаку, ура.

Иногда такие явления подмены понятий происходят вообще практически безболезненно и даже успешно, поскольку действительно можно иной раз достичь сказочных результатов, а победителей, как известно, не судят. Так бывает. Да, конечно, победителей не судят. Но это только первая часть поговорки. Вторая часть звучит так: побежденных забывают. Вместе с невыполненными задачами и ошибочно принятыми на ходу решениями, которые казались совершенно обоснованными в момент их принятия. А принимались эти решения, как правило, если не коллективно, то под сильным влиянием личного состава, который, как и их руководитель, не обладал в достаточной степени психологической устойчивостью организма. Психологическая устойчивость, способность ни при каких обстоятельствах не отвлекаться на посторонние, пусть даже очень доступные, агрессивные и эффектные внешние раздражители – третий показатель психического здоровья спелеолога. Я бы даже сказал – не психического здоровья, а психологической силы спелеолога.

Вот такой комплекс, равнозамешанный раствор из трех основных компонентов и должен составлять основной психологический портрет спелеолога. Повторим еще раз для закрепления, так сказать, основные ингредиенты этой смеси:

  1. Взаимная терпимость друг к другу.
  2. Индивидуальная психологическая выносливость.
  3. Индивидуальная психологическая устойчивость.

А теперь вернемся ненадолго к пункту первому. Я там отметил коротко понятие психологической несовместимости, тут же заменив его понятием терпимости, поскольку это разные вещи, и одно поддается контролю, другое – нет.

Один Господь ведает, что это за зараза такая – острая психологическая несовместимость, как ее охарактеризовать, и чем она обусловлена, но факт остается фактом. Изначальная, подсознательная, беспричинная и очень агрессивная в замкнутых объемах общения нетерпимость одного человека к другому имеет место, хотя, по счастью, довольно редко. Выражается ощущение в невозможности вынести сам факт присутствия этого человека, даже пассивного, в неприятии полном как самого субьекта, так и - тем более – того, что он сказал или сделал.

Пусть психологи пытаются понять суть этого явления. Может быть, когда и разберутся, мы же должны просто понимать, что, раз уж ничего нельзя сделать, то необходимо таких людей не ставить в один маршрут и тем более в одну группу, связку, пару. Если они достаточно сильны психологически, то ничего особого не произойдет, но вы только представьте мучения людей, не терпящих друг друга на дух и вынужденных работать рядом. А уж если они ребята слабые – то жди раздора. В любом случае – дело пострадает точно, поскольку очень трудно продуктивно работать в одной команде с тем, кого не можешь терпеть.

К вышеперечисленным основным ингредиентам психологического портрета спелеолога, которые можно считать основой, тестом, неизбежно, как специи и пряности, добавляются особые и сугубо индивидуальные черты его характера, всегда разного, всегда непростого. Именно эти жгучие специи, под названиями «доброта», «чувство юмора», «скорость принятия решений», «совесть», «честь», «долг», «хитрость», «честность», «простота» и прочее многое, имеющее название, но неопределимое по сущности, и дают в результате неповторимый индивидуальный портрет человека. Составляющие этой «кайенской смеси», как правило, закладываются в раннем детстве и уже не поддаются дальнейшей трансформации, как бы кто ни пытался это сделать.

Но в основе замеса – именно те три качества, которые не закладываются изначально, а приобретаются подсознательно, как условные рефлексы, в результате длительных и вполне сознательных упражнений, вовсе даже не психологических в чистом виде, но направленных на приобретение определенных качеств. Вы наверняка знаете, слышали, что по внешнему виду человека часто можно определить его профессиональную принадлежность, ту или иную, и иногда довольно точно. Это в значительной степени как раз и есть результат развития определенных психологических качеств человека, который и привел его к совершенно определенным внешним физическим выражениям. Походка, движения, речь, многие другие вторичные внешние признаки, первично сформированные психологическим развитием в определенном профессией направлении, безошибочно подскажут, с кем ты имеешь дело. Ну, к примеру, посмотрите на качка-охранника, самый угадываемый психологический портрет – и все станет ясно: охранник по жизни.

Это я к тому, что все три перечисленных качества – приобретаются упражнением. Не сразу, не просто, но – приобретаются. Вся эта квашня постепенно доходит до готовности на дрожжах коллективного воспитания. И первая, она же главная, задача тренера, руководителя, преподавателя – создать атмосферу, благоприятную для всхода этой закваски. Не следует даже пытаться просчитать варианты брожения теста, пути Господни все равно неисповедимы. Надо лишь четко определить, что в нашем случае хорошо, что плохо, что – просто нетерпимо, а затем четко, медленно, размеренно двигаться к достижению понимания каждым из курсантов своего места в этом коллективе, своей задачи в нём, общей задачи и перспектив коллектива в целом, своих перспектив в частности. И понимание это – придет, вместе с постепенным воспитанием профессионала. А вот о том, как создавать эту атмосферу, мы с вами поговорим несколько позже, уже в курсе СИПа.

Очень интересно наблюдать, как изменяется характер человека, а потом и внешность человека по мере достижения определенного профессионального уровня. Как у него меняются привычки, повадки, взгляды и взгляд. Как он поднимается от ступени к ступени. Большое удовольствие для преподавателя. Впрочем – я несколько отвлекся.

На этом тему сегодняшней лекции считаю исчерпанной.

Спасибо, коллеги. До встречи.

Категория: СТП| Добавил: Bepa| Автор: А. Шакалов               Скачать весь текст
Просмотров: 1392 |  
«Каспеко» © 2007 - 2021