Начало » Статьи » Архив » Новая история в документах

«Меморандум Шакалова»
Здравствуй Володя!

У меня не было времени спокойно сесть и изложить концепцию возрождения и развития спелеологии в Алма-Ате и в Казахстане: был занят и по-прежнему занят делами, весьма далекими от нее. Тем не менее, вопрос возник, и его в конце концов придется решать. В противном случае, его примутся решать другие люди и почти наверняка неправильно, поскольку они будут исходить не из принципов необходимого, а из принципов возможного, в чем и будет изначально заключена ошибка, которая, будучи заложена в алгоритм, начнет работать, как эффект лавины, в конечном итоге утопив под собою поставленные цели и не решив определенных задач.

К сожалению, среди подавляющего большинства нынешнего спелеолюда наблюдается, я бы сказал, несколько облегченный взгляд на вещи, как я полагаю, возникший от того, что старшие, начиная от вас, получили прекрасную подготовку, и до сих пор еще дееспособны, и в вас вбиты правила безопасности на генетическом уровне. То есть, молодым нет нужды думать о собственной безопасности, за них все подсознательно продумали старшие. Это опасная тенденция, за которой, совершенно однозначно последуют неприятности. Самый яркий пример тому в советское время — Москва, которая тогда приносила больше 40% травматизма и 60% летальных исходов по СССР. Правда, они всегда говорили, что их открытия, их первопроходы, покрывают всё. В том смысле, что «цель оправдывает средства». Я — красноярец по воспитанию, и мне абсолютно чужда эта философия, выкрашенная в густой красный цвет. А потому сам учился и всегда насаждал именно эту, тяжёлую, растянутую по времени, но, в конечном итоге, надежную и относительно безопасную школу подготовки спелеологов. Но этот метод не позволяет жалеть ни средств, ни времени на:


  1. Психологическую;
  2. Физическую;
  3. Техническую;
  4. Интеллектуальную;
  5. Материальную подготовку курсантов.

Всё это требует, в свою очередь наличия:

  1. Квалифицированного инструкторского преподавательского состава;
  2. Учебного класса;
  3. Тренажерного и спортивного комплекса;
  4. Соответствующего материально-технического обеспечения;
  5. Соответствующего финансового обеспечения;
  6. Четкой учебной программы;
  7. Четкой стратегической программы развития (секции, клуба, направления, отрасли).

Все это однозначно отрицает любительство в организации процесса, однозначно означает привлечение серьёзных инвестиций, которые никогда, повторяю, никогда себя не оправдают.

Возможен, конечно, второй путь, по принципу «курочка по зернышку клюёт». Эта схема, которую я считаю глубоко ошибочной, сейчас начинает работать у нас. Суть её в том, что лицо, или лица, движимые желанием отработать свою, конкретную программу, которую сами они понимают лишь приблизительно, действительно намереваются её осуществить. Программа эта всегда ограничивается исключительно тактическими задачами (набрать снаряжения на 1-2-3 полости, подготовить, всегда поверхностно, 1-2-3 человека, пройти 1-2-3 пещеры). Все. По достижении этих задач группа однозначно рассыплется.

Без стратегии любые общественные образования обречены. Потому такими мелочами я заниматься не буду. В дыру, при желании, я всегда смогу сходить один, без попыток тиражирования секций-однодневок.

Но я всегда, все время, и сознательно, и подсознательно ждал, когда вскроется этот нарыв и можно будет снова попытаться делать то, что я действительно умею делать классно. Всё ведь упирается в деньги. Это в СССР мы не умели их считать, и были уверены, что все мы в загоне. Но теперь-то мы понимаем, какие деньги тратила страна на нашу подготовку, в частности — на мою подготовку. И то, что другого пути просто не существует, я знаю совершенно определенно.

Конечно же, я не говорю о системе подготовки ИПК, это был целый институт с филиалами по всей стране, но сама программа обучения, я бы сказал, совершенна, отработана десятилетиями практики и не требует принципиальных и детальных изменений, а разве что подгонки под существующие ныне реалии. Отсюда можно сделать следующие выводы:

  1. Нельзя пустить ситуацию на самотек и позволить ей развиваться, так сказать, снизу, крайне важно попытаться развить её и направить сверху;
  2. Необходимо сразу определиться с инфраструктурой и статусом организации;
  3. Необходимо сразу определиться с принципами финансирования организации;
  4. Необходимо сразу определиться с материальной базой;
  5. Необходимо определиться параметрами обучаемого контингента;
  6. Необходимо определить стратегические задачи минимум на десять лет;
  7. Необходимо определить костяк, инициативную группу людей, которые попрут этот воз даже в ущерб своим интересам.

Все, казалось бы просто. Мальчик 20-ти лет на этот меморандум просто наплюёт, мальчик 30-ти лет над ним задумается и начнет выстраивать расчеты, но я-то мальчик в возрасте под 50 лет и знаю твердо, что:

  1. Этот меморандум нельзя изменить;
  2. Позиции меморандума просты и ясны, точнее ясна сложность их осуществления;
  3. Кто-то должен положить всю оставшуюся жизнь для его реализации, и этот кто-то не может быть один. Спину ему должны подпирать сподвижники.

Это мой взгляд на существующее положение вещей. Если кому-либо удастся доказать, что я не прав, то пусть попробует. С удовольствием приму найденный просчет в конструкции. Но что-то мне подсказывает, что оспаривать «Меморандум Шакалова» мало кто попытается. Значит надо переходить к составлению стратегических программ. Дай Бог, чтобы появилась возможность их осуществить. Но это уже — тема других писем.

Здоровья и благополучия тебе, Володя, твоей жене и детям.

А. Шакалов.
Категория: Новая история в документах | Добавил: Bepa (02 Октября 2005)
Просмотров: 1208
«Каспеко» © 2007 - 2021